Кофис – новый тренд развития кофейной экономики на Туманном Альбионе, который британцы одновременно исследуют, развивают и участвуют в нем.

Очередная выкладка аналитиков на тему вышла из-под пера агентства Research Without Borders, и посвящена вкладу в британскую экономику, который делают люди, работающие из кафе (отсюда, собственно, и термин «Кофис»).

И вклад этот довольно существенен, поскольку свое рабочее место в кафе «оборудовал» уже каждый пятый британец. Еще одно исследование в исполнении сайта MyVoucherCodes показывает, что 81% экономически активных жителей королевства проводит 3-4 рабочих часа в кафе каждую неделю. И речь идет не только о сотрудниках стартапов и самозанятых гражданах.  3 из 4 сотрудников крупных компаний (более 250 человек в штате) также часто выбирают этот сценарий рабочего дня, хоть и после одобрения от начальства.

Самые активные пользователи «кофисов» тратят на свою работу в них от £2100 до £2600 в год (до 8% от зарплаты), совокупно закрывая сделки и выполняя работы на общую сумму в £14,5 млрд за тот же период. Средний размер кофисной сделки — £1732. 56% респондентов работают в кофисах регулярно, проводя там как минимум один день в неделю.

Одна сессия в кофисе обходится в £10 на напитки и еду, работу там выбирают несмотря на опасения по поводу приватности (его выразили 43% опрошенных). Каждый третий экономически активный британец посещал рабочие собеседования в кафе.

67% участников исследования заявили, что их компания поддерживает идею работы из кофисов независимо от их конкретной локации, покуда там есть доступ к качественному Wi-Fi и ловит сотовая связь. Работодатели в этом плане занимают по-настоящему передовые позиции, а сотрудники проводят в кофисах сессии продолжительностью в среднем в 93 минуты. Чаще всего сотрудники кофисного типа пьют капучино – 26%, латте – 21%, тогда как чай берет всего 8%.

Если говорить о «регионах», то в Шотландии объем кофисной экономики составляет £986 млн, а средняя стоимость рабочей сессии — £12,93 с годовым чеком примерно в тысячу фунтов. Авторы исследования указывают, что прогноз по развитию кофисов в ближайшие лет 5 крайне положительный.

Скептики могут возразить – в кафе зачастую очень шумно и людно, ни тишины, ни должного уровня концентрации внимания. Как сосредоточиться на обдумывании революционной идеи, когда все вокруг шипит, булькает, люди кричат или как минимум говорят в полный голос?

Как выяснилось в рамках другого исследования в исполнении группы ученых Университета Иллинойса, фоновый шум, создаваемый современным кафе, наоборот, способствует производительности труда и его креативности! Секрет прост – полная тишина зачастую заостряет фокус вашего внимания настолько сильно, что становится трудно преодолеть шаблонное мышление. Также, в стерильных условиях работы в плане шума многие люди погружаются в созерцание, нежели чем в активную мыслительную деятельность.

Атмосфера кафе позволяет осуществить отличный методологический трюк: в ее условиях «переконцентрации» на проблеме не возникает, в результате найти решение множеству нетривиальных задач становится гораздо проще. Парадокс, но научно доказано – это работает.

Кофисы становятся выражением и еще одного тренда – компания Workfront в своем исследование мотивации современных сотрудников среди топ-факторов отмечает, что для 52% работающих британцев решающее влияние при выборе места работы  играет гибкий рабочий график. То есть, половине всех сотрудников необходимо  осознавать, что в любой момент они могут прийти попозже, поработать из дома или из …кафе. 40% указали систему корпоративных бонусов, 31% — неограниченное количество отпускных дней, еще 19,5% указали оплату спортивного зала работодателем.

Всегда существует определенный зазор между тем, что на самом деле хотят сотрудники, и тем, что работодатель думает они хотят. Но в случае с кофисами, похоже, обе стороны вечного взаимодействия на рынке труда находят компромисс и приходят к пониманию важности пресловутого баланса «жизнь-работа».

В той части исследования, где речь идет об условиях труда, также много любопытного – 32% респондентов мотивирует рабочее пространство типа опен спэйс, 29% предпочитают закрытое пространство с личным уголком в его рамках. 34% британских сотрудников считают, что работа из дома повышает их продуктивность, а около 20% признались, что без поступления кофеина в свой организм ни о какой работе речи не может идти, в связи с чем лучше всего они работают в кафе, а не дома или тем более в офисе!

Еще одна статья исследования повествует о музыке…которая постоянно играет в кафе, не так ли? Так вот, 83% респондентов заявили, что работа под музыку повышает их продуктивность —  25% выбирают соул и R&B, 23% — рок, 11% любят эмбиентные звуковые ландшафты или звуки природы.

Паззл сложился? Скорее да, чем нет, но с оговорками. Во-первых, конечно, не стоит думать, что все офисы в ближайшем времени придется закрывать за ненадобностью, а все сотрудники переберутся на работу в ближайшее заведение Costa или Starbucks. Для такого сценария в некоторых странах нет прямых экономических предпосылок – все таки, 8%-10% от годовой зарплаты на кофис, это ничем не лучше, чем те же суммы на проезд до работы и на питание. Да и не везде существенную долю в структуре экономики составляют услуги, опирающиеся на «офисный планктон». Великобритания в этом смысле просто показательный кейс, где тренд – явный, а его осмысление – качественное.

Во-вторых, не везде существует достаточная инфраструктура для кофиса как постоянной модели работы. Далеко не каждое кафе на карте города – это потенциальное место работы по многим показателям. Где-то элементарно не достает розеток, где-то проблемы со связью, где-то уровень шума превышает тот самый, на фоне которого расцветает креатив. Конечно, сети понимают тренд, многие уже стараются сыграть на нем, предлагая действительно удобные столы и целые гроздья розеток, а также прекрасный Wi-Fi. Мы все знаем, что торчать с Макбуком в Starbucks – привычное дело для легионов стартаперов и представителей семейства креативных профессий.

В-третьих, далеко не везде работодатели обладают такими же либеральными взглядами на рабочий график своего штата, включая локацию трудовых свершений, как в Великобритании. Сотрудника с кофисными привычками целесообразнее нанимать «на удаленку» изначально, платить за простой офисных помещений не понравится никому.

Тем не менее, при условии достаточного уровня зарплат и развитости кофейного предложения в городском пространстве, кофис вскоре ворвется в экономическую реальность многих развитых стран. Кофейное предложение для российских офисов — это совсем другая история и о ней в следующий раз.