Президент РФ Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию отметил, что в 2019 году на строительство новых газовых заправок и переоборудование транспорта в стране выделят порядка 4 млрд рублей и призвал активнее инвестировать в развитие рынка газомоторного топлива.

Как будут себя чувствовать АЗС, если случится массовый переход на ГМТ (газомоторное топливо)? Хороший вопрос, но он не повергает в шок, если вы готовы к «жизни после нефти».

Автогазозаправочная станция
Большинство российских газовых заправок, по сравнению даже с «обычными» АЗС, находятся в первобытном состоянии

Весь мир постепенно движется к пониманию, что топливо для АЗС — лишь повод получить поток клиентов, основной же их доход составляют нетопливные бизнесы. Подготовка к стратегии «жизнь после нефти» заключается в том, что заправки осознают свою роль части инфраструктуры вдоль транспортных артерий. В таком случае им все равно, за каким топливом к ним прибудет автомобиль, будет ли у него водитель или только пассажиры.

Перевести автомобили на газ – здравая идея. Но уже было немало попыток перевода автомобилей на более дешевое и экологически чистое топливо, которые быстро затухали. Переломить ситуацию исключительно приказами сложно, потому что надо преодолеть замкнутый круг. Машины на природном газе покупают мало, поскольку их сложно заправлять, а газовых заправок нет, поскольку в обозримой перспективе нагрузки на них не ожидается.

Оптимизация расходов

Для начала надо отметить, что  газовых автозаправочных станций с России действительно мало. Для поиска заправок очень удобно пользоваться сайтом.

Заглянув на этот ресурс, мы с удивлением узнаем, что в Москве – десять заправок метаном и 56 с пропан-бутаном, в Санкт-Петербурге – шесть заправок, где можно заправиться метаном и целых 60 с пропан-бутаном. О мультизаправочных комплексах тоже можно говорить весьма условно. В Москве всего два адреса, по которым можно заправиться дизельным топливом, бензином 95 и 98 и газом (пропаном). В Петербурге семь адресов, где заправляют дизелем и пропаном.

Но пугает не только малое количество АГЗС — большинство российских газовых заправок, по сравнению даже с «обычными» АЗС, находятся в первобытном состоянии. Посетить такую заправку, все равно, что путешествовать в машине времени и вкусить советского сервиса, от которого большинство водителей уже успело отвыкнуть. Газовые заправки зачастую это неудобные, порой даже не заасфальтированные площадки, на которых стоят емкости с газом. Про магазин и кафе тут чаще всего не слышали, карты не принимают, только наличка. Так что легким движением руки и малыми средствами доисторические АГЗС в современные мультиформатные комплексы не превращаются.

Размер планируемой субсидии на одну заправку — 40 млн рублей с выплатой по факту ввода в эксплуатацию. Модульная АГЗС с двустенной емкостью 10 м3 в подземном исполнении и двухпистолетной ТРК обойдется в более чем 100 000 долларов, это примерно 6,5 млн рублей. Но есть еще и другие расходы. Например, только на сбор разрешительных документов может стоить от 500 000 до 1 500 000 рублей. А если мы говорим о современном уровне сервиса, то значит нужно создавать еще и нетопливные бизнесы. Скопировать интерьер и обустройство территории заправок иностранных брендов стоит примерно 30-50 млн рублей на каждую станцию. очевидно, что предлагаемая субсидия не компенсирует всех затрат.

Отложить создание нетопливных бизнесов на потом тоже нельзя — и не только потому, что это современный тренд. Идеология метановой заправки отличается от бензиновой: на наполнение баллонов уходит 15-20 минут. За это время можно выпить кофе, перекусить, приобрести необходимое в магазине – идеальные предпосылки для развития нетопливных бизнесов.

метановая заправка
В Европе планируют к 2020 году иметь до 10% автомобилей на метане. В нашей стране таких машин мало, потому что метановых заправок единицы.

Переоборудование автомобиля под газ

Используемый на автомобилях газ бывает двух видов: природный метан, который горит в домашних конфорках и идет по трубам за границу, и пропан-бутан – смесь газов, получаемых при добыче и переработке нефти.

У метанового топлива много плюсов. Метан – чистый природный газ, который наиболее дружелюбен к двигателю. Октановое число – 120, так что метан сгорает равномерно и без детонаций. Ко всему прочему это очень чистое топливо. Химических примесей практически нет — нагар в камерах сгорания минимален. Эксперты утверждают, что при использовании метанового топлива срок жизни каталитического нейтрализатора и датчиков кислорода возрастает в четыре раза, а свечи «живут» в 2-3 раза дольше. В Европе планируют к 2020 году иметь до 10% автомобилей на метане. В нашей стране таких машин мало, потому что метановых заправок единицы. Подробнее >>

Пропан-бутан – более популярный вид топлива и заправок такого рода заметно больше. Именно он продвигается как самый экономичный. Посмотрим так ли это. В среднем использование ГБО снижает топливные расходы на треть. Поэтому основной вопрос – срок окупаемости оборудования. Чем прожорливее авто и больше пробег, тем быстрее окупаемость. Цена ГБО для использования пропана-бутана стартует от 25 тыс. руб. и на оформление уходит не менее 10 тысяч руб. Для автомобиля со средним расходом 10 л/100 км и годовым пробегом в 20 000 км, срок окупаемости ГБО будет более года.

Кроме того машина теряет 10-15% мощности, так что если под капотом лошадей немного, то это будет чувствоваться. Это приводит к увеличению расхода топлива, износу шин, меняет развесовку и т.д. Сжиженный газ, в отличие от бензина, нельзя использовать полностью, примерно 20% остается в баллоне – это так же вечный балласт.

Установка дополнительного оборудования может привести к проблемам с гарантией. Целиком автомобиль, конечно с гарантии не снимут, должна быть причинно-следственная связь между неисправностью и установленным оборудованием. Но при неполадках топливной системы или двигателя запросто могут отказать в бесплатном ремонте. Дальнейшее разбирательство хлопотно: потребуется проведение экспертизы и, возможно, суд.

Пропан-бутан тяжелее воздуха и в случае утечки у машины может скапливаться взрывоопасное облако. Поэтому на автомобили с ГБО действуют ограничения, например, им запрещено заезжать на подземные стоянки.

Так что при переходе на пропан-бутановое топливо стоит помнить, что это брак не по любви, а по расчету и не для каждого автомобилиста экономическая составляющая окажется решающей. Субсидия в виде 30% скидки от эталонной стоимости переоборудования тоже не самый мощный аргумент, чтобы изменить массовый спрос. Тут понадобится массовая рекламная кампания для внедрения новой модели  поведения автолюбителей.

автомобиль на газовом топливе
Переоборудованный автомобиль

Газомоторное топливо хорошая альтернатива бензину, перспективы у «голубого топлива» есть. Но массовый перевод автомобилей на газовое топливо и строительство инфраструктуры для них масштабный проект, размеры которого явно недооценивают.  До сих пор для успешного старта проекта не хватало политической воли, сейчас она проявлена. Выделенных денег не хватит для всей страны, поэтому бы я не размазывал их тонким слоем по всей поверхности, а выделил бы пилотные регионы, где подобная программа могла бы стартовать и где есть компании, которые могут курировать эту тему и направить выделенные средства на эффективные проекты. Опыт пилотных регионов уже можно быстро масштабировать для всей страны.