КузьминБлог

"Не сомневайтесь в том, что небольшая группа мыслящих и самоотверженных людей может изменить мир. В действительности лишь они и привносят эти изменения".

Month: Декабрь 2015

Разгром. История одного бизнес-кейса

Пролог

2012 год, поздний февральский вечер, телефонный звонок. Старый знакомый, с которым нас связывали проекты в НК «Юкос», просит приехать в его родной город и помочь сыну противостоять конкурентам. У сына «фастфудный» бизнес областного масштаба, у отца — депутатская лямка в Совете Федерации.

Отрывок из телефонного разговора:

— Так в чем проблема-то? Неужели вы сами не можете поставить чужаков на место, не мне вас учить, как это делать.

— Можем, конечно, можем, но губер против, говорит, что они ему закрывают галочку по инновациям в общепите, он ведь не наш, не N-ский. Его из Москвы прислали и конкуренты тоже москвичи, через него и ползут к нам. Инновации, будь они неладны. Мой повелся на эти сказки, пригласил столичных консалтеров, ухлопал на них еще кучу бабла. Помогай, сочтемся!)

— Ок, я помогу, конечно, но при условии запуска «моего» фастфудного проекта в N-скНефтепродукт. Поставки на АЗС вашей области позволят мне окупить затраты на инфраструктуру поддержки, которую я могу оказать бизнесу вашего сына. Без этого вся моя помощь сведется к советам и добрым напутствиям.

— Ты же знаешь, это теперь не мои заправки. Игорек все под себя забрал и требует, что бы все было через тендеры, но директор-то наш, N-ский, я позвоню, он мне не откажет. Большой контракт не обещаю, но на пилот точно его уговорю!

— Договорились! Послезавтра я буду в N-ске, думаю, недели мне хватит.

День первый.

Приезд в N-ск. Встреча на вокзале и размещение в гостинице. Владелец бизнеса — молодой, но уже раскабаневший мужчина, лет 30-ти. У меня к нему одна просьба: принести все, что наработали приглашенные им бизнес-консультанты. И еще, мне нужен автомобиль с сопровождающим, хорошо знающим «что есть что и кто есть кто» в области. Первый день потрачен на рекогносцировку.

Выводы по итогам осмотра на местности

Компания сына моего знакомого: основу ее бизнеса составлял крупный морозильный склад, значительная часть которого была занята хранением продукции для нужд муниципальных заказчиков. Второй значимый актив — авторанспортное предприятие, 80% парка которого — малотоннажные автомобили с рефрижераторными установками. Де-факто, оба эти актива достались ему в наследство от отца. Его собственный бизнес-проект не мог похвастаться успешностью. Тридцать два киоска, продающих «сосиски в тесте», панини собственного производства и выпечку а-ля «слойка с начинкой» из того же источника, никак не тянули на сеть быстрого питания в формате «современный стрит-фуд».

Основной местный конкурент — компания, также занимающаяся торговлей фаст-фудом, преимущественно в формате «уличный ритейл». (Сеть ларьков с хот-догами/пирожками/мороженым и прохладительными напитками). Владелец компании — некто Рулон Обоев, местный фастфудно-овощной олигарх, по совместительству неформальный лидер диаспоры, представители которой традиционно активны в сегменте киосково-лоточной торговли.

Год назад на этом же региональном рынке появился столичный сетевой игрок «ДогззСтарз», реализующий европейскую концепцию уличного фаст-фуда, заимствованную у датского производителя замороженных мясных полуфабрикатов. Торговые точки московского конкурента универсальны — по сути, это набор оборудования, позволяющий организовать реализацию хот-догов и гамбургеров как через уличные киоски, так и точки продаж в закрытых торговых зонах. Основной ассортимент готовится из замороженных компонентов, имеющих длительный (6 месяцев) срок хранения. У москвичей две формы бизнеса — собственная сеть и франшиза. В течение года они пытались развивать бизнес под собственным управлением, но в последние два месяца начали активные переговоры с Рулоном Обоевым, склоняя его к приобретению франшизы. Союз Рулона Обоева с московским игроком ставил бизнес моего заказчика в весьма сложное положение, не оставляя последнему никаких шансов на успех. Он проигрывал Рулону в гибкости, охвате рынка, и главное — в технологичности фастфудного предложения, которым москвичи могли вооружить господина Обоева.

Не желая уступать ни Рулону, ни столичным пришельцам, сын моего знакомого  обратился за помощью к бизнес-консультантам компании «HB (Эйч Би) Consalting», советы которых должны были помочь ему улучшить конкурентность своего бизнеса.

Read More

Процессинг сопутствующих бизнесов АЗС — мнение заказчика

ГеморрLESS или Трое в лодке, нищета и собаки. 

«Я знал одного русского, изучившего китайский язык в шесть месяцев. Английский! Да что говорить о нем, они выучивают его во время разговора с вами. Дети играют в шахматы и на скрипке, ради своего удовольствия. В общем, мир будет доволен Россией, когда она приведет себя в порядок» Джером К Джером

Фильм «Трое в лодке, не считая собаки» прекрасно передает дух повести Джерома, хотя фильм мало что оставил от первоисточника. Дорога настраивает на особый лад и жанр ироничных путевых заметок близок моему рабочему настроению. Ирония – это лучший способ пережить дорожные приключения как для путешествующей, так и для принимающей стороны. Идеальной дороги, машины, автозаправки, кафе не бывает в природе. Зато есть уютные и чистые, минималистичные и навороченные, сетевые и одиночные заведения. На одну автозаправку хочется заехать, другую хочется побыстрее миновать стороной.

«Добравшись  до  Дэтчета,  мы  взяли  корзину,  оба саквояжа, пледы,  пальто  и другие вещи и отправились на поиски логовища. Нам попалась на  пути  очень  милая  маленькая  гостиница  с  крылечком, увитым ползучими розами.  Но там не было жимолости, а мне почему-то очень хотелось жимолости, и я сказал: «Не стоит заходить сюда. Пойдем дальше и посмотрим, нет ли где-нибудь гостиницы с жимолостью». История повторяется несколько раз, и герои Джерома чуть было не осталась на улице без ночлега. Вы думаете, что водители выбирают автозаправку иначе? О «рациональном» выборе людей я могу рассказывать часами.

Современники не признавали прозу Джерома за «настоящую литературу», а читатели, спустя сто лет, улыбаются над приключениями героев: есть в них очарование непосредственности. Казалось бы, русскому человеку должно быть ближе «Путешествие из Петербурга в Москву». Кстати, я могу описать точное местоположение, номенклатуру и объем реализации топлива, назвать руководство и  сотрудников, меню кафе почти всех АЗС, которые расположены на пути, которым когда-то следовал господин Радищев. Что мне Темза и приключения троицы: Джорджа, Джима и Гаррисона, но видать ирония ближе моему сердцу и душе, чем социальная сатира. Улыбаюсь в который раз, перечитывая описание процесса укладывания дорожной корзины, сравниваю с формированием товарной матрицы магазина АЗС и «герои» экономических отчетов  перестают быть статистами унылой пьесы, которую играют день за днем, не понимая ни смысла, ни собственной роли.

Read More

Powered by WordPress & Theme by Anders Norén