Мы знаем финский бренд Neste , прежде всего, как сеть автозаправочных станций, четверть века занимающую почетное место лидера премиальной топливной розницы на Северо-Западе РФ. Сеть АЗС Neste — это подразделение финского нефтехимического гиганта Neste Oyj. О достижениях материнской компании Neste, занимающейся полным спектром переработки «черного золота» и успешно развивающей сегмент возобновляемого топлива, мы хотели бы рассказать в этом материале. Решения Neste востребованы по всему миру, и компания на достигнутых успехах не останавливается.

Будущее принадлежит тому, кто смотрит вперед. Компания Neste определенно готова к наступлению этого самого будущего уже сегодня. Прошедший год вновь стал для Neste успешным: компания увеличила прибыль за счет хорошей маржи как на традиционные ресурсы, так и на топливные продукты, создаваемые на возобновляемой основе. Все это воодушевляло рынок, и акции Neste в течение года показывали на торгах исторические максимумы до 40,евро за акцию.

В то время как на большей части Европы маржа находилась под давлением со стороны повышения объемов переработки на Ближнем Востоке, Neste смогла не только сохранить ее на рентабельном уровне, но и повысить за счет работы собственных перерабатывающих мощностей в Финляндии, Нидерландах и Сингапуре. На помощь перерабатывающим структурам пришли и продажи, которые за счет оптимизации логистики и ценовой политики выжали максимум буквально из каждой капли «черного золота» и полученных из него нефтепродуктов. Компании в итоге удалось превзойти прогноз аналитиков Reuters по операционной прибыли за отчетный период почти на 1 миллиард евро. Определенная — и по утверждению самой компании Neste — немалая часть этого успеха пришлась на счет действующей в настоящее время в США налоговой льготы (Blender’s Tax). Именно в этой стране компания реализует значительную часть произведенных в Роттердаме и Сингапуре возобновляемых видов топлива.

Несмотря на то, что аналитики склонны оценивать этот взлет как успех в краткосрочной перспективе, у компании есть все, чтобы даже в случае “отскока” не сдать занятые на сегодня позиции. У компании слишком широкий охват, чтобы зависеть от чего-то одного – помимо бензина и дизельного топлива, Neste также разрабатывает и производит авиационное топливо, топливо для морских транспортных средств, топливо коммунально-бытового назначения, мазут, промышленные любриканты, растворители и т.д.

Neste своевременно развернула свое топливное производстве в сторону возобновляемого дизельного топлива. По итогам 2016 года прибыль от реализации биотоплива превысила прибыль от продажи традиционных продуктов нефтепереработки и увеличилась на 16%. Стоит отметить, что 90% возобновляемого топлива Neste производит из различных отходов и остатков, в том числе из животных жиров и прочих похожих источников, а вовсе не из пальмового масла. Вот вам хороший пример того, как бережное отношение к экологии становится не социальной нагрузкой на бизнес, а реально выгодным предприятием. Из-за высокого уровня запасов нефти в мире референтная маржа на нефтепродукты снизилась. В возобновляемом сегменте этот же показатель остается на прежнем уровне.

Более того, возобновляемое направление компания активно развивает на таком благодатном для этого рынке, как США, где сильно развит спрос на все “органическое” и” зеленое”. Компания находит поддержку у местных властей – администрация столицы штата Калифорния, города Сакраменто (да-да, это не Лос-Анджелес) за счет увеличения продаж эко-дизеля надеется в долгосрочной перспективе сократить выбросы СО2 до 80% от текущего уровня по своему округу.

Примером для подражания стала сама администрация города. 400 принадлежащих ей грузовиков и машин специального назначения переведены на эко-дизель. Переход на Neste Renewable Diesel не требует апгрейдов для автомобиля, поэтому этот вид топлива распространяется очень быстро.

Эксперимент по переводу автопарка на эко-дизель успешно состоялся в Хельсинки. Городское управление по общественному транспорту в течение трех лет в качестве эксперимента использовало биодизель для заправки своих автобусов, причем состав топлива варьировался – в составе дизеля, который использовался городскими автобусами, было от 30 до 100% биотоплива. За это время городские автобусы проехали более 50 миллионов километров. В настоящее время городские автобусы продолжают использовать биодизель, который составляет около 30 % всего потребляемого городским транспортом топлива.

В июне 2016 года стандарт для эко-дизеля, учитывая рыночную популярность продукта, утвердили в ЕС. Дальше – больше! Аэропорт Осло стал первым, где по желанию авиакомпании ее самолеты заправят эко-дизелем (специальной разновидностью авиатоплива), конечно же… производства Neste! Суммируя – господа, похоже, в мировой топливной индустрии, альтернативной «нефтянке», у нас есть как минимум один явный фаворит!

Для России биоэнергетика является одним из наиболее перспективных видов возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Речь идет о том, что наибольший потенциал биоэнергетики в РФ заключен в утилизации отходов – аграрно-промышленного, деревообрабатывающего секторов, пищевой промышленности, а также бытовых отходов. В этом плане опыт нашего северного соседа очень важен для Северо-Западного региона.

Кстати, похожая ситуация складывалась и с нетопливными бизнесами сетей АЗС. Саму идею приоритета ритейла над топливом в Россию принесли в начале 90-х прогрессивные западные сети, и одной из первых была Neste. Сейчас оспаривать жизнеспособность этой бизнес-идеи не станет никто, вопрос только в деталях реализации. Сеть Neste остается одной из самых посещаемых сетей АЗС на Северо-Западе России, в том числе и благодаря нетопливным направлениям.

Эксперты спорят о перспективах биотоплива. В дальней перспективе биотопливо – это снижение выбросов СО2, вторичная переработка сырья, снижение зависимости от нефти и пр. Прямо сейчас – нефть в мире пока есть, а работать на перспективу всегда сложно. Neste — отличный пример такой работы; компания берет бизнес-идею, развивает ее и получает отличные результаты.
Источник >>