АЗС больше зарабатывают на сопутствующих товарах. Крупнейшие автозаправочные сети России в прошлом году продали на треть больше кофе, чем в позапрошлом году.

Продажи двигает общий спрос на горячий напиток, популярность которого продолжает расти не первый год, и более низкий средний чек по сравнению с традиционными кофейнями.

Продажи кофе на заправках в России в прошедшем году выросли на 32%. Эти подсчеты компания «РусХОЛТС» (поставщик товаров нетопливного ассортимента на автозаправочные станции «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», Shell) получила, проанализировав данные контрагентов, подключенных к системе онлайн-мониторинга. Результаты 2018 года ощутимо больше, чем 2017-го, когда рост относительно предыдущего периода составил 19,8%

По словам генерального директора «РусХОЛТС» Александра Кузьмина, кофе на вынос стал драйвером развития всего нетопливного бизнеса на российских заправках. «Среди других часто покупаемых наименований — сигареты, прохладительные напитки, стеклоомывающие жидкости и ароматизаторы салонов автомобиля»,— перечислил он.

Крупнейший игрок российского рынка АЗС — «Роснефть», в чью сеть входит почти 3 тыс. станций, подтверждает этот тренд. «С 2016 года продажи горячих напитков на заправках «Роснефти» выросли более чем на 55%»,— сообщил “Ъ” представитель компании. В ЛУКОЙЛе и «Газпром нефти» (они вместе с «Роснефтью», по данным «РусХОЛТС», занимают 60% российского рынка АЗС) не смогли оперативно ответить на запрос “Ъ”.


Мы используем кофе как своеобразный торговый драйвер, который увеличивает продажи других продуктов кафе на 30–40%

Александр Крылов, директор по региональным продажам ПАО «Газпром нефть», в августе 2018 года

В «Роснефти» объясняют увеличение продаж кофе на заправках общим ростом спроса и развитием соответствующего ассортимента на АЗС компании. Популярность кофе в России продолжает расти. По прогнозам Euromonitor International, к 2022 году объем потребления свежесваренного кофе вырастет с 50,4 тыс. до 55,5 тыс. тонн.

«Перспектива роста реализации кофе за форматом кофе с собой»,— говорит представитель «Роснефти». В конце 2018 года «Роснефть» открыла первый автозаправочный комплекс нового формата под брендом BP — с зоной самообслуживания и меню, которое предусматривает как фастфуд, так и полноценное меню, кофе.


Фудсервис и ритейл для заправок не профильный бизнес, но помогают увеличивать общую доходность топливных компаний

эксперт рынка фудсервиса NPD Group Марина Лапенкова.

Американская ассоциация NACS (объединяет магазины на АЗС) еще три года назад подсчитала, что нетопливные товары позволяют получать больший доход, чем от продажи бензина, из-за возможности устанавливать на них более высокие наценки, чем на топливо. Занимая 30,8% в общей выручке сетей, входящих в ассоциацию, нетопливный ассортимент приносит 60,5% прибыли. «По статистике BP, до половины клиентов компании в Великобритании не покупают бензин на заправках, пользуясь ими как обычным супермаркетом»,— приводит пример Александр Кузьмин.

По прогнозу NPD Group, кафе на российских заправках будут развиваться, возможно, быстрее рынка фудсервиса в целом. В компании посчитали, что визиты в кафе на заправках в крупных городах России (учтены Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Казань, Ростов-на-Дону) с декабря 2017 по ноябрь 2018 года выросли на 14% по сравнению с декабрем 2016 по ноябрь 2017 года. В Москве рост оказался еще больше — на 33%, хотя сегмент пока очень маленький и занимает 1% рынка общественного питания.

Кафе на заправках держатся за счет более низкого, чем, например, в кофейнях, среднего чека — 231 руб. против 312 руб. соответственно.

Александр Кузьмин считает, что в этом году динамика спроса на кофе в кафе на заправках будет сопоставима со средним темпом за два года. «У компаний, подключенных к системе онлайн-мониторинга компании, рост продаж кофе по итогам 2019 года может составить 20%»,— прогнозирует господин Кузьмин.

Мое интервью онлайн изданию «Коммерсантъ».