Канадский ритейлер Couche-Tard открывает в Норвегии сеть АЗС нового поколения – по замыслу авторов проекта, зарядка электрокаров и услуга питания для водителей не должны занимать более 10 минут.

сеть АЗС

Первый такой объект под брендом Circle K расположен в населенном пункте Даль — на трассе между Осло и Лиллехаммером. Уже через месяц станция запускается в коммерческую эксплуатацию. Обещанные 10 минут в качестве стандартного обслуживания на ней составляет одну треть от времени, которое владельцы электрокаров проводят на зарядных станциях сегодня.

Проект АЗС нового поколения является пилотным начинанием владельца бренда Circle K (Alimentation Couche-Tard Inc.*). Норвегия рассматривается в данном контексте как идеальный полигон для испытания всех начинаний, связанных с электрокарами и их обслуживанием.

Бизнес Couche-Tard Inc. начался в канадской провинции Квебек в 80-х годах прошлого века. Сегодня это — глобальная сеть с 12000 магазинами на пространстве от Флориды до Мурманской области.

Зачем нужна специализированная АЗС для электромобилей?

Бум спроса на электромобили на рынках развитых стран подстегивается льготами со стороны правительств. Большую роль в этом играет постепенное снижение цен на модели этого класса. Прибавим к этому усовершенствованные технологиями батарей и развивающуюся инфраструктуру для обслуживания таких машин. В Норвегии электромобили составляют уже 30% всего автомобильного парка. Общие 120 тыс. электрокаров на 5,3 млн населения заставляют Circle K задуматься о формате мобильных электрозарядных станций с выездом к водителю на дом или в офис.

Сегодня от 60% до 70% (в зависимости от времени года) всех эпизодов подзарядки происходит дома у водителей. Оставшиеся 20%-30% приходятся на зарядку в офисах и в прочих общественных местах. И только около 10% зарядок случаются на АЗС.

Чего ждать от новой сети АЗС?

На объекте Circle K в Дале будет установлен новый зарядный терминал. Он разработан в рамках совместной инициативы BMW AG и Ford Motor Co. Главная цель — сократить время подзарядки аккумуляторов современных электрокаров.

Circle K станет партнером автопроизводителей в Северной Европе как минимум с 60 точками своей сети в 7 странах. В их число входит включая Норвегии с 20 точками. Схема сотрудничества предполагает сдачу пространства для зарядных терминалов в аренду и определенный процент от доходов за зарядку в пользу Circle K. Само собой разумеется, что выручка от магазина и кафе остается в собственности ритейлера.

В Норвегии электрокары в ближайшем будущем будут только расти в плане доли рынка. Правительство освобождает владельцев таких машин от налогов в размере примерно $15 тыс. на покупку частного ТС. Владельцы электромобилей также не платят за проезд по множеству платных трасс. В некоторых городах имеют право ездить по автобусным полосам, не платят за парковку и т.д. Более того, зарядка в традиционном, «медленном» темпе предлагается совершенно бесплатно.

Роль нетопливных продаж на электрозаправочных станциях

Естественно, в таких условиях «нетопливные» продажи на зарядных станциях становятся объектом первой и безусловной важности. И хотя апгрейд по кофе, выпечке и готовой еде пока не смог догнать по совокупной прибыли безусловный хит торговли на норвежских АЗС – сигареты, руководители Circle K уверены в успехе проекта.

Сегодня традиционный ассортимент еды на большинстве норвежских АЗС не выходит за пределы хот-догов и бургеров, поэтому мексиканские эксперименты канадской компании с буррито и кесадильями за $10 и $14, а также салатами и мясными блюдами выглядят интересно.

На фоне растущего частного электропарка, супер-быстрые зарядки в стратегически важных транспортных узлах вполне способны обеспечить Circle K весьма светлое будущее на крайнем севере западной цивилизации.

*Alimentation Couche-Tard Inc. Специализируtncz в области АЗС-ритейла. Вышла на европейские рынки в 2012 году с приобретением доли в Statoil ASA.