Нетопливный бизнес на АЗС стремительно развивается. В современных условиях он становится важной составляющей экономического успеха любого проекта. Особенно если речь идет о серьезных бизнес-процессах на АЗС. 

нетопливный бизнес на АЗС

Этот тренд сегодня абсолютно универсален. Не важно, идет ли речь о Великобритании, Южной Кореи, США или России.  АЗС как бизнес немыслим без сильной нетопливной составляющей. Поэтому крайне необходимо обновление стратегий развития этого направления. Любой сетевой или независимой топливной компании нужен грамотный бизнес-план и качественный маркетинг.

Гипер-АЗС?

Бизнес-план АЗС в современных реалиях не исключает объединения формата заправки и гипермаркета. Точнее, даже подразумевает его. Подобные «гибриды» уже успешно работают в Великобритании, США и нескольких европейских странах.

Например, крупнейший мировой ритейлер WalMart объявил о планах открыть 200 АЗС в Мексике. Бренд воспользовался демонополизацией местного рынка. Удачным дополнением стало прекращение контроля цен со стороны правительства.

Также ритейлер решил инвестировать в формат магазинов на АЗС в США. В городе Плейн (штат Техас) открылся магазин площадью около 270 кв.м. с широким ассортиментом продуктов питания.

Walmart на АЗС в США

Полезный перекос в сторону c-store

Топливная компания Caltex в Австралии развивает концепт под брендом The Foodary. Маркетинговая стратегия на АЗС здесь состоит в предложении водителям широкого выбора нетопливных продуктов и услуг на основе передовых ритейл-технологий. При этом, бизнес-процесс на АЗС построен так, чтобы посетители получали специальное предложение в каждое время суток: утром, днем и вечером.

АЗС Caltex

Бизнес-план АЗС этой сети также включает в себя:

  • найм профессиональных бариста;
  • наборы продуктов по рецептам для приготовления дома (meal kits);
  • свежую выпечку;
  • салаты от сети Sumo Salad;
  • почтоматы для выдачи посылок;
  • услуги химчистки.

Бизнес-процесс АЗС с точки зрения технологий в сети Caltex универсален. Он поддерживается приложением для оплаты всего комплекса услуг безналичным расчетом. Концепт The Foodery будет масштабироваться как маркетинговая стратегия на АЗС всей сети Caltex.  Она заменит существующий бренд Star Mart.

Японский дом

Бизнес-план АЗС японской сети FamilyMart основан на партнерстве. Он состоит в взаимодействии с девелопером AP Thai. Совместный проект подразумевает открытие магазинов в многоквартирных домах. Бизнес-процесс на АЗС здесь реализуется не в чистом виде. Таким образом компания расширяет представленность бренда и его узнаваемость.

АЗС японской сети FamilyMart
Магазин FamilyMart

Новый, «одомашненный», формат c-store предлагает расширенный ассортимент продуктов. Он включает свежие фрукты, овощи и готовые блюда. FamilyMart реализовал в Таиланде уже 28 таких магазинов.

Американский подход

Нетопливный бизнес на АЗС в США развивается во многом благодаря синтезу нескольких решений. Так, компания Parker’s успешно сочетает архитектурные и технологических инновации.

Сеть запустила в рамках стратегической экспансии новый розничный объект Parker Kitchen. Магазин выделяется архитектурным дизайном в стиле Low Country. Заведения Parker’s Kitchen ежедневно предлагают клиентам широкий ассортимент блюд. Все меню в южном стиле приготовлено по домашним рецептам. Клиенты ценят возможность выбора свежеприготовленной еды. А рестораны компании имеют одни из самых высоких рейтингов на TripAdvisor.

Магазин Parker Kitchen на АЗС в США

В новых магазинах сети также разместили технологичное оборудование для самообслуживания. Это кассы и киоски, которые предназначены для ускорения процесса заказа еды.

В 2018 году Parker’s Kitchen признали национальным лидером среди торговых сетей. За следующие четыре года компания планирует запустить еще 40 магазинов и обеспечить 30% доли регионального рынка.

АЗС как бизнес в России: развитие или смерть

Следует учитывать непростую ситуации на топливном рынке в России. Значимость нетопливных бизнесов для АЗС, особенно независимых, трудно переоценить. Международный опыт в этом плане может сыграть хорошую вспомогательную роль. К примеру, при создании не привязанных к заправкам брендированных магазинов. Направление мелких «ларьков» и магазинчиков в жилых домах развито у нас как нигде.  Впрочем, их реализация подчас страдает. А вот заполучить какой-нибудь удобный и чистенький Neste во дворе не отказался бы, думаем, никто.

Подробнее о трендах развития нетопливного бизнеса на АЗС читайте здесь.

(Updated 2020)