Коммерческий транспорт в ближайшее десятилетие ожидают фундаментальные перемены. Электрогрузовики активно вторгаются в такой перспективный сегмент как коммерческие перевозки: ритейл, почтовая доставка, взаимодействие контрагентов в бизнесе – тренд затронет абсолютно всех.
Развитие коммерческого транспорта: наш грузовик вперед летит
Электро-грузовики (eTruck ) составят 15% продаж всех новых грузовых транспортных средств (ТС )к 2030 году – главный вывод исследования компании McKinsey, посвященного этой области развития транспортного рынка в коммерческом сегменте будущего. При этом, малогабаритные коммерческие грузовики на электроприводе вырастут до 35% на рынках Западной Европы и Китая.
Первый фактор привлекательности ТС класса eTruck – общая стоимость владения (TCO) по сравнению с дизельными и бензиновыми аналогами. Второй – общая готовность инфраструктуры в разных странах и достаточно обширный модельный ряд ведущих автопроизводителей.
Третий главный стимул – власти в разных странах адаптируют национальное законодательство в пользу более “зеленых” решений в области транспорта, ограничивая допустимый объем выбросов CO2 для бизнеса.
Современные коммерческие перевозки: как это будет
По первому пункту аналитики уточняют: полное равенство по TCO между электро-грузовиками и машинами на традиционном топливе будет достигнуто в ближайшие 10 лет, f наиболее ярко тренд проявится в сегменте лёгких грузовых автомобилей (light duty truck, LDT), покрывающих дистанцию от 100 до 200 км в день, что идеально отвечает возможностям современных батарей.
Доставка почтовых отправлений и нужды ритейла будут самыми активными потребителями eTruck в обозначенный период. Тяжелые e-грузовики (HDT) достигнут равенства по TCO с традиционными не ранее 2027 года в Европе и к 2030 в остальном мире.
Что касается готовности инфраструктуры и возможностей производителей eTruck, в ближайшие несколько лет этот пункт станет главным препятствием роста сегмента. Ситуация изменится с запуском новых моделей ТС, которые проанонсировали несколько ведущих автопроизводителей в сегменте LDT. Подобные проекты уже развивают DHL (StreetScooter Work XL), а также Tesla — Semi.
Подзарядка для коммерческого трнасопрта
Общедоступная инфраструктура зарядных терминалов для электрогрузовиков появится только с обретением eTruck статуса мейнстримового решения, до этого зарядка будет осуществляться по ночам на объектах компании, которой ТС принадлежат. По мере роста продаж электрогрузовиков, зарядные станции будут появляться на крупных АЗС и вдоль важных коммерческих маршрутов.
Законодательные меры существенно усилят распространение eTruck-машин по всему миру: сегодня более 200 крупных городов вводят разного рода ограничения на эксплуатацию коммерческого транспорта на традиционных видах топлива, а в Мадриде и Мехико–сити введен запрет на эксплуатацию ТС на дизельном топливе. Франция и Великобритания готовят ввести подобный запрет к 2040 году.
По регионам: к 2030 году от 21% до 29% общего объема продаж электро-грузовиков будет приходится на Европу, от 11% до 24% — на Китай, и 8%-13% -а на США. На остальные части планеты придется 8%-15% продаж.
Коммерческие перевозки: вызовы и перспективы
- Воспользоваться преимуществами более низкого TCO не всегда так просто: владельцы бизнеса должны учитывать абсолютно все сценарии эксплуатации ТС, для того, чтобы просчитать финансовые выгоды эксплуатации eTruck наиболее точно (погода, дистанция маршрута, доступность сопутствующей инфраструктуры на пути следования).
- Более высокий уровень инвестиций на начальной стадии адаптации eTruck.
- Снижение операционной гибкости для задач с различной протяженностью маршрутов.
- Операционные риски на сегодня довольно слабо прогнозируемы – даже сравнительно хорошая распространенность электромобилей и гибридов в сегменте личного транспорта не дает понимания, как технология покажет себя в коммерческом сегменте.
- Возникнут сложности при адаптации: у водителей нет привычки к паттернам “поведения” электродвигателей, эпизоды с неожиданным израсходованием заряда будут повседневностью на первом этапе адаптации технологии.
Грузовики сегодня представляют собой всего 5% мирового флота транспортных средств, однако потребляют более 20% общего объема топлива. Только к 2050 году сегмент eTruck сможет сократить глобальный объем потребления традиционного топлива на 3,5%. К тому же периоду на направление будет приходится 3% общего потребления электроэнергии.
В этой перспективе на электросети в периоды пикового потребления выпадет дополнительная нагрузка, что потребует инвестиций в локальную инфраструктуру.
Добавить комментарий