В прошлом году медиапространство Великобритании взорвало исследование института Прав потребителей RICA: на основании визитов инвалидов на заправки сетей BP, Esso, Morrisons, Sainsbury’s, Shell и Tesco было установлено, что на 70% АЗС отсутствует какое-либо оповещение о возможности помощи водителям-инвалидам.
На 20% заправок выяснилось, что недостаток требуемого оборудования делает процесс долива топлива для находящихся за рулем инвалидов-опорников невозможным в принципе. В 80% случаев успешных заправок она занимала более 3 минут, в оставшихся 20% — более 8 минут. В одном эпизоде к водителю с парализованными нижними конечностями не могли подойти более 15 минут, хотя он сигнализировал о такой необходимости.
Оплата банковской картой была доступна только на 15%(!) АЗС — в случае отсутствия наличных услуги не предоставлялись. (Это неудобно для всех, а не только для инвалидов). Общие выводы исследования — полное отсутствие технического обеспечения нужд водителей-инвалидов в большинстве случаев. И это Великобритания, 2014 год. Так что типовой рассказ «а вот у них на Западе…» с тысячей примеров и иллюстраций не сложился.
В США и Великобритании вопросы обслуживания инвалидов на АЗС решаются давно, порядок обслуживания и технические требования прописаны в законодательном порядке («Акт об американцах с ограниченными возможностями» (Americans with Disabilities Act, ADA), уклониться от его выполнения шансов нет. Апгрейд АЗС для инвалидов — процесс естественный, через него в конце XX столетия в Америке прошла Shell. Компании после серии жалоб пришлось провести ревизию на соответствие тогдашним требованиям ADA, чтобы избежать выплат по искам нескольких колясочников из Калифорнии. Чтобы прийти к этой простой мысли, сети АЗС понадобилось два года предварительных судебных слушаний.
Но даже самый тщательно прописанный закон не гарантирует соблюдения прав инвалидов и нуждается в совершенствовании. 15 минут сигналить фарами о помощи – это сильно!
Автомобиль дарит возможности
По официальным данным ограничения из-за состояния физического или психического здоровья имеют 9% жителей России (официальные цифры), причем около 30% из них — трудоспособного возраста, то есть потенциальные автолюбители.
На фотографии — «Кенгуру», одноместный электромобиль для инвалидов
Вот интересный материал о том, где и как инвалиды могут обучиться вождению автомобиля и получить права.
По закону, управлять автомобилем категорически запрещено только людям с тяжелыми психическими нарушениями. Люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, слабослышащие имеют право получить водительское удостоверение категории «В» и водить машину с ручным управлением, отмеченную знаком «Инвалид» или «Глухой водитель». Даже ДЦП(!) не является препятствием для получения прав, медкомиссия рассматривает каждый случай индивидуально. Список болезней, при которых запрещено садиться за руль. >>
Так что инвалиды водят авто, да еще как! Значит, АЗС должны учитывать возможности визита со стороны человека, ограниченного в физических возможностях.
Доступная среда
Современные АЗС строят с учетом требований «Доступной среды». Все объекты при сдаче в эксплуатацию проходят так называемую паспортизацию. В документах, в том числе, указаны группы инвалидности, для которых доступны данные объекты. Все сдаваемые здания в обязательном порядке осматривают сотрудники соцзащиты, и они могут наложить свое вето в случае несоблюдения норм.
Сегодня практически невозможно найти современную сетевую АЗС с нарушениями. Иное дело — мелкие частные заправки, построенные уже давно. Перестроить их сложно, иногда проще возвести новый павильон. Еще проще возвести пандус или поставить рельсы. Технические нормы — 1 метр высоты на 12 метров длины, но большие подъемы встречаются редко. Так что средний пандус для АЗС обойдется в 10–25 тыс. руб.
Обустройство туалета при строительстве редко стоит более 150 тысяч, но если на заправочной станции изначально маленький туалет, то перестроить его непросто. Справедливости ради стоит признать, что обязательного требования о наличии на АЗС туалета сейчас нет. Так что мелкие станции могут просто закрыть его, сделав служебным.
Замечу, что современные технологии, предназначенные для инвалидов, могут дать дополнительные возможности и для здоровых людей. Например, компания Otucon недавно представила решение, которое позволяет людям с ослабленным слухом через свой слуховой аппарат могут напрямую общаться с… дверными звонками, датчиками дыма, системами слежения за грудными детьми и т.д. Решениями этого класса могут пользоваться и вполне здоровые граждане, подключившись через девайс в систему отношений «Умная АЗС». Помним про данные исследования, которые приводились в начале материала. На 70% АЗС в Великобритании в 2015 году отсутствует какое-либо оповещение о возможности помощи водителям-инвалидам.
Вероятнее всего, особых революций в мире АЗС с введением требований для адаптации под нужды инвалидов не произойдет: большие автозаправки уже соблюдают требования, а мелкие станут их выполнять в минимальном объеме и постепенно их уровень станет неприемлемым для клиентов.
С учетом того, что в российских мегаполисах уже сейчас наблюдается избыток АЗС, выживут те, на которые заехать приятно независимо от того, есть у клиентов проблемы со здоровьем или нет. Одно из решений в духе времени — разработка приложения, которое на экране смартфона покажет инвалиду ближайшую станцию, где получить необходимый сервис проще, чем на других, с системой рейтингов по отзывам и т.д. Пока, увы, только так.
Добавить комментарий