Фастфуд — не является уделом групп населения с ограниченным доходом. В 2013 Gallup выяснил, что лица с годовым доходом выше $75 000 ели больше фастфуда, чем те, кто зарабатывал менее $25 000 в год. Новые исследовательские работы подтверждают этот факт. Вот это поворот! О причинах можно поговорить подробнее.

Изучение привычек питания

Систематически данные о пищевых привычках американцев исследовательской группой собирались с 1979 года. Джей Загорски, кандидат наук, сотрудник Исследовательского Центра Университета Огайо и его коллега Патриция Смит из Университета штата Мичиган изучили привычки в области питания 8000 человек в США.

Опираясь на данные предшественников по предметному полю, Загорски и Смит провели ряд собственных опросов в 2008, 2010 и 2012 годах. Участников спрашивали, как часто они ели в ресторанах фастфуда за последние 7 дней, делая упор на посещение канонических McDonald’s, KFC, Pizza Hut и Taco Bell.
Далее, ответы сопоставлялись с портретом респондента – возраст, область занятий и уровень месячного дохода. Несмотря на наличие определенных корреляций между зарплатой и паттернами потребления фастфуда, исследователи отмечают очень высокий уровень единообразия сценариев потребления в целом.

Так, 79% респондентов ходили в заведения фастфуд как минимум раз в семь дней абсолютно каждую неделю, зафиксированную в исследовании. Еще 23% сообщили о регулярных 3-4 визитах каждую неделю.

Надо заметить, что авторы исследования четко разграничиваются понятия достатка и дохода. Достаток – общий объем активов респондента (дом, автомобиль, акции и проч.), доход – ежемесячный заработок, активный или пассивный (зарплата, рента, процент от депозита).
Частота визитов при анализе более протяженных временных промежутков (три недели) показала сопоставимые результаты. Нижняя категория по достатку ела 3,6 раз за период в 3 недели, средняя – 4,2 раза, богатейшие 10% — ровно 3 раза за 3 недели.

Респонденты в возрастной группе 40-50 лет, которые находились на пике как объемов достатка, так и масштабов дохода, оказались….самыми активными потребителями фастфуда! То есть, богатые не только «тоже плачут», но и тоже едят «Хэппи-мил», с удовольствием уплетают наггетсы и стрипсы, покупают тако на вынос с собой и т.д.

Еще одна важная находка ученых – при изменении дохода на временном отрезке в 4 года привычки в плане фастфуда практически никак не менялись! Богатеет человек или беднеет – частота его походов за легкоусвояемыми калориями практически не меняется.

Социальные стереотипы и еда

Поскольку Загорски обнаружил фундаментальное отсутствие связи частоты визитов в рестораны фастфуда с доходом и достатком, опровергнув стереотип «еды для бедных и маргиналов», какой главный урок из этого можно извлечь?

Во-первых, бессмысленны попытки некоторых урбанистов сокращать количество фастфуд ресторанов в не самых благополучных районах мегаполисов в качестве средства «оздоровления» локальной эко-системы.
Именно из-за отсутствия подобного рода корреляций мы иногда видим в фастфудах звезд спорта и шоу-бизнеса первой величины. Нечасто, но все-таки. Недавно фастфудный «камин-аут» совершила Клои Кардашьян, признавшись в любви к KFC и McDonald’s. После нее можно всем.

Во-вторых, исследование осложняет жизнь правительству и упрощает ее сетям. Чиновники теперь будут чесать затылок в перспективе корректировки различных программ по борьбе с лишним весом населения через ограничения и регулировку работы сетей фастфуда.

В-третьих, все новое – это хорошо забытое бывшее новое. На самом деле, не так давно ряд аналогичных выводов был сделан в похожих исследованиях на тему питания подростков. В 2015 году компания CDC установила отсутствие связи бедности и частоты потребления фастфуда у детей в США.
Что-то подсказывает, что подобных стереотипов, ждущих своего опровержения, в этом сегменте общепита скрывается еще немало, и они, как говорится, еще только ждут своего исследователя.

Обращаясь к «родным» для меня нетопливным бизнесам сетей АЗС, на основании подобных исследований могу лишь подтвердить правильность своей ассортиментной стратегии для кафе при заправках: кофе, хот-доги и выпечка, т.е. 100% фастфудное меню, адаптированное для приготовления в условиях минимума персонала и востребованное любой категорией клиентов — от скромных пассажиров рейсовых автобусов до владельцев элитных суперкаров.