Для СМИ понадобился небольшой комментарий о перспективах развития вендинговых автоматов на АЗС. На самом деле тема намного объемнее, чем кажется. Посему сегодня у нас «антивендинг». Когда мы говорим «профессиональная автоматическая кофемашина», на ум приходят вендинговые автоматы по продаже кофе. Получается, что в сознании большинства существуют две крайности. Это кудесник-бариста, который создаёт изысканный бодрящий напиток и бездушный автомат, выдающий покупателям кофеподобную жидкость. При таком подходе целый класс оборудования для приготовления кофе выпадает из поля зрения. Попробуем восстановить этот пробел.
Начнём с аналогии. «У меня в айпаде отличная камера», — это утверждение работает до тех пор, пока вы не захотите снять ребенка на качелях или распечатать портрет в крупном формате. Количество пикселей в матрице фотокамеры и знание основ редактирования не заменят работу профессионального фотографа. Точно такая же история и с кофейными суперавтоматами. Чем больше вникаешь в детали, тем больше очевидна разница между вендинговым автоматом и профессиональной автоматической кофемашиной.
Зеркальная камера или «мыльница»
Производители профессионального кофейного оборудования прекрасно знают, как и для чего будут использоваться их изделия. По замыслу конструкторов, вендинговые автоматы рассчитаны на производство самого дешевого кофе. Поэтому они должны быть недорогими и выдавать простой напиток.
Производитель закладывает в возможности оборудования так называемую «усредненную» технологию варки. Например, закладка кофе в профессиональную кофемашину может варьироваться от 5 до 20 граммов, в вендинговом автомате — от 6 до 7,5 граммов. В кофемашине есть множество настроек объема напитка и таймер на время приготовления, в вендинговом автомате таких опций нет. Но для продавцов «кофе с собой» напитки разных размеров — важная вещь.
Кофе из вендинга имеет гораздо меньше вариантов приготовления. Это связано с конструкцией аппарата. Профессиональная автоматическая кофемашина может иметь несколько бункеров для кофе, вендинговый автомат — только один. Прощайте и простите любители кофе без кофеина. Количество напитков, которые можно запрограммировать для кофемашины — от 48, для вендинга — до 10.
У вендингового автомата скромный бойлер для воды (до 600 мл), поэтому в «час пик» при покупке 20 чашек подряд система просто не успеет нагреть воду для следующих покупателей. Таких бойлеров должно быть два: бойлер горячей воды для приготовления кофе и паровой бойлер для получения молочной пены. В 95% вендинговых машин — только 1 бойлер.
Но все это можно было бы счесть деталями. Например, в кофейной карте Макдональдса всего 5-7 напитков, но все они имеют достойный вкус. В том-то и дело, что параметры гарантировано хорошего вкуса кофе заложены в технологию производства как самого напитка, так и оборудования для его приготовления.
Пластиковый варочный модуль, жернова кофемолки из материала неизвестного происхождения – это вендинг. Производители понимают, что хозяин вендингового автомата будет засыпать в него самую дешевую кофейную смесь, поэтому не предусматривают тонких настроек для варки. В результате имеем напиток, который можно идентифицировать как кофе, не более того. Вендинговый кофейный автомат стоит в три раза дешевле профессиональной автоматической кофемашины. Это его главное и, пожалуй, единственное преимущество.
Бариста или суперавтомат
Цель производителя кофейных суперавтоматов — создание напитка, который не будет отличаться от кофе из престижной кофейни. Поэтому в кофемашине есть возможность тонких настроек. Оговорюсь, что здесь мы ведем речь о кофемашинах от лидеров рынка – немецких и швейцарских производителях. Азиатские вариации на тему профессиональных кофемашин оставим за кадром.
Еще одно важно отличие профессиональной автоматической кофемашины от вендингового автомата – первые готовят кофейные напитки на натуральном молоке. И работа машин проверяется на капучино, который лидирует по продажам во всем мире.
В этом напитке качество молока, которое использует продавец, очень важно. Сравнивать вкус капучино на натуральном молоке и аналогов на сухом молочном концентрате нельзя. «Правильная пенная шапка» на латте или капучино получается только из натурального молока.
И ещё об одном значительном различии. Профессиональная автоматическая кофемашина, которая работает с натуральным молоком, требует ежедневного ухода. Процедура это не сложная, но с участием человека. С вендинговыми автоматами ситуация другая. Их не нужно регулярно мыть и они работают до тех пор, пока не забьются форсунки с подачей напитка или не сточатся жернова кофемолки. Какой по качеству напиток выдает вендинговый автомат-ветеран, лучше не знать.
Автоматическая кофемашина сама подает сообщение о том, что ее пора мыть. Если дело касается более серьезной поломки, то она выдает на дисплей код ошибки и прекращает работать. Далее приезжает сервисный механик, — он производит настройку ножей кофемолки и проводит техническое обслуживание. Правильный сервис автоматической кофемашины увеличивает стоимость ее эксплуатации, но он и определяет вкус напитков. Ведь задуманный продавцом вкус кофе необходимо донести до покупателя в неизменном виде.
Телеметрия для кофемашин
Итак, вы прочитали статью до этого раздела и поняли, что каждый агрегат предназначен для своей цели. Вендинговые автомат выдает дешевый кофеподобный напиток, а профессиональная автоматическая кофемашина воспроизводит ручную варку кофе. Поздравляю! Теперь вы вызнаете о кофейном оборудовании на порядок больше, чем 99 из 100 потребителей напитка.
Решения по телеметрии оборудования пришли в мир кофемашин из вендинга. Для хозяина вендингового автомата важно знать, работает ли в данный момент машина, сколько в ней кофе и не пора ли забирать выручку.
Считать, сколько чашек продала кофемашина, странно. Ведь это контролирует продавец. Поэтому технологическое совершенствование кофемашин пошло по пути снижения негативного влияния человеческого фактора. Сначала телеметрия пресекала мошенничества персонала с кофемашиной. Например, подмену зерна, использование некондиционной воды, продажи кофе «мимо кассы» и так далее.
Эффективность подобных внедрений была неочевидна для владельцев суперавтоматов, поэтому рынок телеметрии не развивался. Когда появились решения по двухстороннему мониторингу состояния машин, ИТ-решения стали приносить экономическую выгоду. Это повлекло массовый спрос на разработки.
Ключевое определение в этом случае – двухсторонний мониторинг. От того, что машина собрала данные, качество работы персонала не изменится. Нужна работа в двухстороннем режиме. То есть автоматическая кофемашина получает из Мониторингового центра управляющие команды и отправляет туда каждые 3-5 минут данные. Так формируется массив big data, на основе которого уже создается «умная аналитика». Она фиксирует все критические ошибки оборудования и отклонения от заданных регламентов. Дальше систему можно расширять за счет подключения другого оборудования – холодильных камер, СВЧ-печей, кондиционеров. В этом случае мы имеем уже полноценный интернет вещей, реализованный в масштабах одной точки продаж или крупной торговой сети.
Кофейные проекты на АЗС
Идеальным объектом для внедрения удаленного мониторинга кофемашин оказались сети АЗС.
Во-первых, кофе – самый продаваемый продукт на АЗС после топлива. Во-вторых, расстояния между станциями в крупных заправочных сетях не позволяют визуально контролировать кофемашины. В-третьих, вендинговые кофейные автоматы на автозаправках ставили неоднократно, но каждый такой проект заканчивался бесславно.
Да, посетители заправки хотят выпить кофе быстро, вкусно и недорого. Решающее слово в данном случае – вкусно. Автомобилисты – люди, которые привыкли к определенному уровню сервиса. Их не убедить, что доступный «кофе из ведра» — это их выбор. Оборудуйте кофейную зону профессиональной автоматической кофемашиной, подберите специальную кофейную смесь, установите удаленный мониторинг кофе-напитков. Как следствие — получите стабильно высокое качество напитков и продажи от 100 чашек и более в сутки на одну АЗС.
Автоматическая кофемашина может иметь редко востребованные функции, от которых можно отказаться. Например, приготовление двух напитков одновременно или предварительный подогрев керамических чашек — на АЗС обычно используется одноразовая посуда. Но без функции удаленного мониторинга кофейная зона будет эффективна лишь наполовину. Цифра проверена неоднократно – без удаленного мониторинга 30% проданных чашек идет «мимо кассы». Плюс эта IT-опция позволяет серьезно экономить на сервисном обслуживании.
Кофейные реформы — путь к «умным» АЗС
Вспомню курьёзный случай из практики. Директор небольшого регионального подразделения окологосударственной сети АЗС, состоящего всего из 10 станций, приобрел суперавтоматы WMF в расширенной комплектации с удаленным мониторингом оборудования.
Тогда каждый аппарат обошелся в 800 000 рублей. При этом в других сбытовых подразделениях этой сети средняя стоимость покупки кофемашины не превышала 50 000 рублей. Понятно, что за такие деньги приобретались не профессиональные суперавтоматы с производительностью 300 чашек в сутки, а офисные аппараты. Они рассчитаны на суточную нагрузку максимум 50-60 чашек. Через четыре месяца Контрольно-ревизионное управление центрального офиса сети заметило такое расхождение. Прибыли ревизоры с криками: «Вот она, коррупция!» В результате детальной проверки выяснилось, что за эти четыре месяца сеть получила взрывной прирост продаж кофе в 500%. За счет этого «супердорогие» кофемашины не только окупили себя, но и начали давать прибыль! Директор из подозреваемого в растрате превратился в героя-реформатора.
В нашей отрасли, чем «умнее» становится автомобиль, тем «умнее» должна становится АЗС. Точно также, как мы не делаем выбор в пользу «самого дешевого автомобиля», мы не должны пытаться пристроить очередной вендинговый автомат на АЗС. В современном мире эффективность оборудования зависит не от его дешевизны, а от вложенных в него IT-решений и умения им управлять. Ритейл очень быстро воспринимает технологические новинки. И поэтому скоро на рынке можно будет увидеть не просто отдельные IT-решения по заказу товаров, телеметрии и мерчандайзингу, а систему «умная АЗС» полностью.
За иллюстрации отдельное спасибо Клубу специалистов по нетопливным бизнесам. А узнать подробнее об эффективных IT-решениях для кофейного бизнеса можно здесь.
(Updated 2020).
Кирилл Чесноков
Удивляет тот факт, что в наши дни крупнейшие АЗС-операторы (как федерального так и локального уровня) не спешат создавать условия по развитию продаж сопутствующих товаров, фаст-фуда, и др., в рамках своих предприятий. В регионах из федеральных сетей, только «Лукойл» начал предлагать хот-доги и круассаны. Еще долго у россиян, АЗС не будет ассоциироваться с пунктом не только заправки авто, но и организма, и с местом, где можно посидеть и выпить кофе не только на сиденье своей машины, но и просто за столиком в помещении станции….
Vendoved
Спасибо, было интересно почитать мнение с другой стороны:) на самом деле, в кофейном вендинге не так все мрачно, с одной стороны -автоматы бывают очень разные с ценником до полумиллиона и соответствующими возможностями, с другой — абсолютное большинство людей ничего не понимает в кофе, лишь бы просто вкусно (кому-то и 3в1 вкусно)… И далеко не все операторы сыпят плохие ингредиенты, потому что жидкий и невкусный кофе=плохой бизнес.
Александр Кузьмин
Коллеги, о какой «другой стороне» речь? Одни предприниматели пытаются заработать, продавая кофе по 15 рублей за чашку, другие делают ставку на цену 150-170 рублей. У первых китайское оборудование, сухое молоко и кофейная смесь за 300 руб/кг, у вторых — швейцарские кофемашины и смесь втрое дороже + натуральное молоко. И те и другие находят своих потребителей, ровно так же, как их находят продавцы «дошираков» и премиальных видов пасты. Я писал статью для руководителей сетей АЗС, принадлежащих системообразующим ВИНК — по моему мнению, заправочные станции этих сетей не место для кофейного вендинга.