Сегодня существует несколько технологических трендов, развитие которых обещает перемены в повседневной жизни буквального каждого жителя планеты.
Один из самых главных из них — Интернет вещей, а областью, в которой будущее воздействие проявится ярче всего, называют ритейл в целом и торговлю на АЗС в частности.
Больше, чем хайп
Интернет вещей (IoT) в сегодняшнем понимании термина и реализации проектов на практике представляет собой масштабные сетевые решения, завязанные на работе с данными, получаемыми с помощью разного рода датчиков. Точки доступа Wi-Fi, маячки, RFID-элементы и датчики других видов соединяются сетями высокоскоростной передачи данных и поставляют в ИТ-системы компании массивы данных, обработка которых с помощью специальных приложений позволяет оптимизировать бизнес-процессы.
IoT как направление уже давно избавилось от ореола «хайповой» темы, подтвердив свою практичность тысячами успешно реализованных проектов по всему миру и в разных отраслях. На следующие лет 10-15 Интернет Вещей останется одной из самых востребованных инновационных областей. Почему? Интернет вещей обладает потенциалом по-настоящему изменять образ жизни, рабочие процессы человека и механизмов практически в любой области. IoT позволяет сочетать все преимущества облачных вычислений, мобильных платформ, big data и прочих передовых ИТ-решений.
На основе данных, полученных с помощью IoT-инструментов можно генерировать ценные аналитические картины, неочевидные при обычном анализе деятельности компании. Руководители получают в свое распоряжение более эффективные инструменты для управления и принятия качественных решений по оптимизации работы компании, в том числе в направлении обслуживания конечных потребителей, и особенно – в ритейле, на производстве и в транспортной сфере.
Время IoT – прямо сейчас
Почему пик развития IoT приходится на текущий временной отрезок?
По данным Growth Enabler, сегодня на планете насчитывается больше подключенных к IoT-системам устройств, чем людей – 8,4 млрд против 7,48 млрд. Беспилотные автомобили, умные браслеты, системы «Умный дом» и «Умный город», автоматические терминалы заказа и оплаты, интерактивные билборды и даже автоматизированные объекты сельско-хозяйственной отрасли – развитию технологии способствует буквально каждое направление деятельности человека. В масштабах планеты эксперты прогнозируют рост до $457,29 млрд к 2023 году. Датчики становятся совершеннее, производительнее, дешевле и проще в установке и эксплуатации.
Разработчики ПО выводят на рынок все больше эффективных решений для сбора, обработки и анализа IoT-данных, бизнес осознал перспективность ставки на Интернет вещей и сам стремится внедрять эти решения – IoT-решения ближе к каждому из нас, чем об этом можно было бы подумать, не будучи посвященным в тему.
Ритейл и АЗС возглавят парад
Одна из наиболее восприимчивых к IoT-революции отраслей – ритейл. Функциональные возможности датчиков и поставляемой ими информации позволяет решать широчайший спектр проблем, свойственных отрасли.
Это и управление остатками на складах, и построение эффективных логистических цепочек, и отслеживание наиболее популярных маршрутов покупателей в магазинах и на веб-сайтах, персонификация маркетинговых предложений и т.д. IoT также уверенно занимает стратегические позиции в бизнес-процессах на АЗС. Уже сегодня в «облако» переехали кофемашины многих сетей заправочных станций и некоторые ТРК.
Что это дает бизнесу? Датчики на кофе-машине обеспечивают полностью прозрачную картину работы каждой машины в реальном времени: оператор знает, сколько молока осталось в молочном модуле, сколько зерен было израсходовано на конкретной АЗС за день, когда провести следующую промывку машины и т.д.
Снижается время простоя машины, поломки становятся реже, качество напитков поддерживается на неизменно высоком уровне, а итогом такого уровня контроля констатируется общее повышение эффективности продаж кофе на заправке.
«Высокомаржинальный баррель» при поддержке IoT позволяет получать такой прирост продаж, что с такой динамикой не могут не считаться даже отраслевые лидеры.
АЗС в современном мире – провайдер комплексной услуги, построенной вокруг топлива. Более того, необходимость пополнить бак часто становится поводом для получения более широкого набора сервисов, и в этом свете каждый аспект станции приобретает дополнительную важность, а IoT помогает оптимизировать их все.
Возьмем такой приземленный аспект заправок, как туалеты – чистота в санузле оценивается по уровню важности для посетителей как один из самых важных критериев. Датчики можно устанавливать хоть в диспенсере мыла или в раздатчике бумажных полотенец, контролируя динамику их расхода и вовремя пополняя запасы – такие мелочи складываются в единую картину и значительно повышают лояльность клиентов сети АЗС, не говоря уже о реальном росте эффективности операций и снижении издержек.
Торговля на АЗС может получить от IoT следующие преимущества: управление запасами и своевременные поставки товаров, контроль за выкладкой, эффективное управление продажами готовой еды. В более отдаленной перспективе у бизнеса за счет IoT появляются такие возможности, как использование предиктивной аналитики спроса для оптимизации операционной деятельности, повышении продуктивности работы сотрудников и возможности разработка и ввода новых сервисов для потребителей.
Для водителей IoT на АЗС – это снижение времени обслуживания, удешевление ряду услуг, повышение уровня удобства получения услуг на заправочной станции.
«Умные АЗС», о которых мы не раз рассказывали на наших ресурсах, это, по сути, венец возможностей современных IoT применительно к заправкам. Смартфон становится интерфейсом взаимодействия между потребителем и сетями АЗС.
Disrupt-потенциал IoT-решений произведет в этом направлении в самое ближайшее время – люди и компании уже меняют образ взаимодействия между собой, а новые миллиарды соединенных между собой умных датчиков создадут новую, супер-соединенную реальность, где АЗС имеет шанс стать настоящим форпостом и одним из лидеров по скорости адаптации новейших решений.
Добавить комментарий