Как работает Smart АЗС? Представьте себе заправку, которая автоматически определяет прибытие транспортного средства, после чего запускает череду процедур по обслуживанию водителя. 

Smart АЗС

Выбор типа топлива и желаемого объема, сопутствующие услуги и товары, тип платежа и его проведение. И все это лишь парой касаний тач-скрин дисплея бортового компьютера автомобиля. Ни наличных, ни банковских карточек, ни смартфонов, ни планшетов.

Shell и Alibaba Group создают пилотный проект Smart АЗС

Звучит чересчур футуристично даже для концепта? Тем не менее, испытания такого формата АЗС уже проходят в Пекине. Компания Shell обкатывает такие заправки совместно с Alibaba Group и SAIC Motor Corp, которые в рамках проекта выступают совместным предприятием Banma Network Technology.

По заявлениям Banma, прозвучавшим из офиса компании на прошлой неделе, первая АЗС такого типа (т.е. по-настоящему «умная») появится в Китае в первой половине года. Из столицы формат постепенно распространится по всем остальным провинциям Поднебесной.

Shell АЗС

Базируясь на возможностях собственных разработок в области облачных вычислений, Alibaba задействует в проекте собственную ОС для IoT-устройств AliOS. Ее функционал позволяет регистрировать прибытие автомобилей в зону непосредственной близости от колонок АЗС. После этого запускаются все процессы, вплоть до покупки закусок и напитков с доставкой в салон авто.

Само собой, активна система платежей Alipay, есть и выбор в пользу активации аккаунта клиентской программы Shell. Испытания показывают сокращение времени на посещение АЗС с текущих 10-15 минут вплоть до 50%, сообщает Shell.

Ритейл и сервис как основа Smart АЗС

Алекс Ши, CEO компании Banma, заявил, что его специалисты стараются разработать новую модель работы АЗС на основе ритейл-операций. Само собой, это происходит с ориентиром на сегмент «подключенных» автомобилей, т.е. на прослойку машин с продвинутым IoT-функционалом. Стратегия «все выигрывают»:

  • автолюбители получают улучшенный потребительский опыт;
  • заправки получают трафик на свои точки продаж;
  • удобство при проведении маркетинговых программ, включая персонализированные предложения.

Представители китайского Shell расставили в своих комментариях похожие акценты. Они подчеркивают, что важнейшая часть путешествия, помимо конечного пункта, это то, как именно путешественник туда попадает. И вот здесь-то сеть и хочет предоставить водителям опыт из разряда «нечто, ранее на рынке не существовавшее».

ритейл на Smart АЗС

Возможности IoT плюс компетенции Shell в управлении АЗС и развитии нетопливных продаж могут (да и просто должны) обернуться для клиента прорывом в области сервиса на АЗС. Тем более на такой благоприятной для экспериментов почве, как китайский рынок.

Smart АЗС — трудности перевода

Читаешь такое, и испытываешь чувство белой зависти. Уже не один год я пытаюсь довести до высоких нефтяных начальников необходимость использования современных ритейл-технологий в обслуживании клиентов и коммуникации с ними. В ответ только молчание больших руководителей и нескрываемая ирония офисно-планктонных манагеров среднего звена.

Проходит время и почти все, что предлагалось для наших заправочных сетей начинают реализовывать мировые лидеры заправочной отрасли и ритейла. Здорово, что развитие сервиса на АЗС не стоит на месте. Жаль, что приоритет внедрения очередной раз профукан российским рынком. Остается не унывать и делать «лучше и дешевле», нежели Shell и Alibaba, чем я и занимаюсь в настоящее время.