Представьте себе АЗС, которая автоматически определяет прибытие транспортного средства, после чего запускает череду процедур по обслуживанию водителя. Выбор типа топлива и желаемого объема, сопутствующие услуги и товары, тип платежа и его проведение. И все это лишь парой касаний тач-скрин дисплея бортового компьютера автомобиля. Ни наличных, ни банковских карточек, ни смартфонов, ни планшетов.
Shell и Alibaba Group создают пилотный проект
Звучит чересчур футуристично даже для концепта? Тем не менее, испытания такого формата АЗС уже проходят в Пекине. Компания Shell обкатывает такие заправки совместно с Alibaba Group и SAIC Motor Corp, которые в рамках проекта выступают совместным предприятием Banma Network Technology.
По заявлениям Banma, прозвучавшим из офиса компании на прошлой неделе, первая АЗС такого типа (т.е. по-настоящему «умная») появится в Китае в первой половине года. Из столицы формат постепенно распространится по всем остальным провинциям Поднебесной.
Базируясь на возможностях собственных разработок в области облачных вычислений, Alibaba задействует в проекте собственную ОС для IoT-устройств AliOS. Ее функционал позволяет регистрировать прибытие автомобилей в зону непосредственной близости от колонок АЗС. После этого запускаются все процессы, вплоть до покупки закусок и напитков с доставкой в салон авто.
Само собой, активна система платежей Alipay, есть и выбор в пользу активации аккаунта клиентской программы Shell. Испытания показывают сокращение времени на посещение АЗС с текущих 10-15 минут вплоть до 50%, сообщает Shell.
Ритейл и сервис как основа АЗС
Алекс Ши, CEO компании Banma, заявил, что его специалисты стараются разработать новую модель работы АЗС на основе ритейл-операций. Само собой, это происходит с ориентиром на сегмент «подключенных» автомобилей, т.е. на прослойку машин с продвинутым IoT-функционалом. Стратегия – «все выигрывают»: автолюбители получают улучшенный потребительский опыт, заправки получают трафик на свои точки, продажи, удобство при проведении маркетинговых программ, включая персонализированные предложения.
Представители китайского Shell расставили в своих комментариях похожие акценты. Они подчеркивают, что важнейшая часть путешествия, помимо конечного пункта, это то, как именно путешественник туда попадает. И вот здесь-то сеть и хочет предоставить водителям опыт из разряда «нечто, ранее на рынке не существовавшее».
Возможности IoT плюс компетенции Shell в управлении АЗС и развитии не-топливных продаж могут (да и просто должны) обернуться для клиента прорывом в области сервиса на АЗС. Тем более на такой благоприятной для экспериментов почве, как китайский рынок.
Читаешь такое, и испытываешь чувство белой зависти. Уже не один год я пытаюсь довести до высоких нефтяных начальников необходимость использования современных ритейл-технологий в обслуживании клиентов и коммуникации с ними. В ответ только молчание больших руководителей и нескрываемая ирония офисно-планктонных манагеров среднего звена.
Проходит время и почти все, что предлагалось для наших заправочных сетей начинают реализовывать мировые лидеры заправочной отрасли и ритейла. Здорово, что развитие сервиса на АЗС не стоит на месте. Жаль, что приоритет внедрения очередной раз профукан российским рынком. Остается не унывать и делать «лучше и дешевле», нежели Shell и Alibaba, чем я и занимаюсь в настоящее время.
Не одни во вселенной
Ну и отметим, что ранее компания General Motors представила новый сервис – Marketplace, позволяющий автовладельцу предзаказывать кофе и бензин на АЗС, а также бронировать места в ресторанах, не покидая водительского кресла.
Разработчик называл продукт «первым в автомобильной отрасли платформенным решением класса e-commerce».
Jaguar и Shell анонсировали аналогичную инициативу – водители машин престижной марки получат возможность платить за бензин через экран своей бортовой консоли, опции оплаты парковки и общепита добавятся по мере развития приложения.
Бренды обдумывают опции размещения иконок своих приложений в первых рядах интерфейсов подобных решений, что станет еще более актуальным направлением по мере развития беспилотных авто.
Большая страна – большое будущее
Программу лояльности Shell для владельцев IoT-машин уже сейчас подключают к системе для того, чтобы всю полноту сервиса нового поколения можно было обеспечить в один клик.
Сегодня в Китае на AliOS в эксплуатируется 400 000 машин. У Shell более 43 000 АЗС в более, чем 80 странах, из которых 1300 расположено в Китае. Местный рынок рассматривается компанией как один из наиболее приоритетных.
Добавить комментарий