Технический прогресс отправил в небытие не один крепко стоящий на ногах бизнес. АЗС появились на свет, как бизнес-опция, обеспечивающая потребности автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Кто-то считает, что заправки должны исчезнуть вместе с этими двигателями. Однако у этой истории есть другой финал. По крайней мере, так считают в Shell.

Исполнительный вице-президент Royal Dutch Shell Иштван Капитани

Исполнительный вице-президент Royal Dutch Shell Иштван Капитани о шансах заправочной отрасли в будущем. Мне импонирует подход не ждать будущего, а смоделировать его самому из имеющихся данных. Пока не изобрели телепортацию, как средство перемещения людей в пространстве, у заправочной отрасли есть шансы.

Кстати, сам Иштван уверен, что в торговле надо держать руку на пульсе. Поэтому он и его команда работают на станциях примерно раз в квартал или даже чаще.

Формула успеха Shell

Сегодня скорость развития технологий стремительно меняет потребительский опыт, и это проблема для компаний, работающих в сфере обслуживания. Глава ритейл-направления компании Royal Dutch Shell и ее исполнительный вице-президент Иштван Капитани уже 30 лет возглавляет команду профессионалов, управляющих сетью из 43 000 локаций в 80 странах с общим штатом сотрудников в 500 000 человек.

Операционная модель Shell включает в себя смесь точек продаж в собственности, объектов, принадлежащих дилерам, оптовые магазины и точки, работающие по лицензии. Все это еще и довольно обширно распределено географически. Shell’s по количеству мест, снабженных своим культовым логотипом, превосходит Starbucks и McDonalds, но компания не собирается останавливаться на этом даже в эпоху непростых времен для машин на двигателях внутреннего сгорания.

Shell

Комбинация масштабов и многоформатности системы на фоне многочисленных технологических трендов усложняет работу по дсотижению цели, поставленной акционерами перед Капитани. К 2025 году в структуре доходов Shell Retail нетопливные продажи должны составлять 50%, т.е. существенно вырасти по сравнению с текущим положением вещей. Капитани называет цель «вдохновляющей». Если мы достигли этого уровня в некоторых странах присутствия Shell, то можем сделать это и в других.

Заправочная отрасль на пороге перемен

«Одно из преимуществ модели бизнеса Shell заключается в том, что мы можем учиться сами у себя в виду масштабности операций. Все, что работает в одной стране, мы можем перенести и в другую», — говорит Капитани.

Например, премиальный формат Shell Select в Нидерландах сравним по качеству сервиса с лидером рынка мини-маркетов при АЗС – Wawa в США. На американском рынке Shell имеет иной формат, однако руководство уже рассматривает голландский опыт в перспективе его переноса в Штаты. Качество готовой еды и кофе в Shell Select сравнимо с лучшими представителями отрасли. Аудитория в США с радостью оценит еще одного игрока высокого  уровня.

Shell Select

Возвращаясь к идее о защите бизнес-модели от крушения в результате столкновения с технологиями будущего. Следует упомянуть, что 15 лет назад американский ритейл уже прозевал e-commerce и поплатился за это сдачей позиций Amazon и игрокам поменьше в нишевых областях рынка. Shell Retail не намерен повторять эту ошибку. Компания уже сейчас активно обсуждает пути трансформации традиционных моделей ритейла, вводит новые продукты и услуги в свои линейки и экспериментирует с новыми технологиями, а также адаптирует инновационные виды топлива.

Shell как образец для подражания

Бренд Shell доминирует на рынках США (14 000), Бразилии (6 000), Японии (3 300) и Германии (2 000), однако на некоторых крупнейших мировых рынках компания только стартует. Китай, Индия, Индонезия, Россия и Мексика в планах Капитана на достижение такого же уровня развитости операций, как и уже освоенные направления.

В Китае всего 1200 точек Shell, в Индии все совсем скромно – 100 АЗС. Несколько сотен в России, первая АЗС под брендом компании недавно открылась в Мексике. Новый этап роста сопровождается сменой акцентов в структуре продаж: электромобили, гибридные машины, и авто на водородных двигателях – правительства 10 стран (Канада, Китай, Франция, Германия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Великобритания и США) приняли меры по законодательной поддержке проникновения альтернативных авто на своих рынках до уровня в 30% к 2030 года.

Таким образом, спрос на топливо и его структура будет серьезно меняться в самое ближайшее время – есть, пить, и нуждаться в одежде люли продолжат неизменно, а вот частота заправки авто и тип топлива на каждый день серьезно изменятся.

Как повысить продажи на АЗС?

Мы не хотим работать с настроением «высокие цены на нефть вот-вот вернутся и спасут нас всех». В плане долгосрочного планирования мы занимаем крайне сдержанную позицию», — заявил CEO Shell Бен ван Берден. Он также пообещал, что следующей его машиной станет электромобиль.

CEO Shell Бен ван Берден

Доля бензина и других видов жидкого топлива по прогнозам с текущих 95% снизится до 88% к 2040 году, следует из данных организации EIA. Именно поэтому Shell занимается другими каналами прибавки к объему продаж.

Fuel Rewards – программа лояльности сети с лета 2017 года предусматривает всем участникам «золотой статус» на 6 месяцев для скидок на топливо и еду. Премиальная программа V-Power показала хорошие результаты на всех рынках своего присутствия. Shell Retail проводит испытания мобильного приложения для бесконтактной оплаты свои заправок и питания на АЗС.

Как скоро все эти составляющие выльются в глобальные 50% нетопливных продаж всей сети – покажет время, и сделает это очень скоро.
В любом случае, как эксперт в развитии нетопливных бизнесов заправочных сетей, желаю Royal Dutch Shell и лично Иштвану Капитани успехов в осуществлении задуманного.