В Нью-Йорке завершилось крупнейшие в мире ИТ и ритейла мероприятие — NRF Retail’s Big Show. Краткое резюме — оффлайн торговля будет жить дальше, а как — увидим. Слово «шоу» в названии выставки употребляется недаром. Подивились на CES2018, теперь очередь за ритейлом. Розничная торговля будет жить? 

Retail’s Big Show

Более 35000 представителей ритейлеров и компаний, сотрудничающих с сектором торговли в партнерском статусе, приняли участие в отраслевом форуме NRF 2018: Retail’s Big Show. Мероприятие продолжалось с 14 по 16 января, и в очередной раз собрав в одном пространстве тысячи самых влиятельных топ-менеджеров и экспертов мировой торговли, производителей товаров и поставщиков услуг.

В программе — многочисленные доклады, панели, презентации и круглые столы, специальные гости и громкие заявления со смелыми (оптимистичными – и не очень) прогнозами касательно развития ритейла в 2018 году. Словом, все как обычно, тем, кому посчастливилось побывать в центре глобального ритейла в эти дни – хорошая зависть по-белому, всем остальным – краткие итоги форума в обзорном порядке.

Люди снова стали больше покупать

Сокращение налогов, положительная динамика американской экономики и смена потребительских настроений в США в позволяют ритейлу от 2018 года ждать позитивных итогов. Таков самый общий вывод из выступлений и обсуждений на NRF 2018 – динамика продаж позволяет сейчас рассчитывать на, как минимум, повторение вполне приличных 4,2% роста в 2017 году, и даже осторожно предполагать более высокие показатели.

рост продаж

Продажи на праздниках в конце 2017 года вдохнули оптимизм в оценки и котировки Уолл-Стрит игроков традиционного ритейла, которые еще далеки от капитуляции перед Amazon.com и другими крупными онлайн игроками. В ноябре и декабре 2017 года отрасль зафиксировала лучшие продажи с 2010 года. $691,9 млрд продаж на 5,5% превзошли результаты 2016 года и прогноз в 3,6%, показав фактическое увеличение объемов валовой выручки на 5,5%.

Инструменты цифровой трансформации

$143,4 млрд пришлось на продажи онлайн и вне магазинов, рост на 11,5% по сравнению с 2016 годом. Надо отметить явно проявившие себя digital-акценты  форума:

  • 51% инструменты оперативного развертывания новых локаций;
  • 49% улучшение существующей беспроводной и мобильной инфраструктуры для сотрудников и клиентов;
  • 48% инструменты мониторинга поведения клиентов и интеграции полученных данных в фирменные приложения;
  • 47% апгрейд касс и стоек продаж в рамках повышения качества связности процессов в компании;
  • 47% разработка новых приложений для сотрудников и клиентов.

Данные  Riverbed, структура будущих инвестиций в развитие ритейла выглядит сегодня так (допускался выбор нескольких вариантов ответа).

40% опрошенных также назвали «абсолютно ключевым моментом» наличие сегодня приложений для проведения инвентаризации, виртуальных помощников – 37%, мобильные POS-решений  — 35%, дополненная реальность – 34%, и инструменты персонализации опыта покупок с помощью данных покупателей из программ лояльности – 34%. Наконец, 47% считают, что все (или как минимум большинство) из выше перечисленных решений должны быть внедрены в ритейле в течение 3 ближайших лет.

NRF 2018:,Retail’s Big Show

Кристина Церсоли, старший вице-президент NRF, отмечает, что цифровизация создаст больше рабочих мест, чем сократит в результате бурного digital-развития. Продвинутые аналитические инструменты потребуют соответствующего сопровождения, равно как и решения из сегмента искусственного интеллекта. Дополненная реальность, ИИ, машинное обучение, системы распознавания лица, роботы и Big Data – все многообразие новых технологий в процессе применения в повседневных практиках неизбежно вызовет появление запроса на специалистов, обеспечивающих функционирование внедряемых ИТ-решений.

Электронная торговля также (пока что) не может отменить многие преимущества реальных магазинов – примерка обуви или одежды. Например, некоторые продавцы теплых вещей предлагают проверку качества будущей покупке в специальной «холодной комнате», включая ветер и имитацию дождя. За таким опытом люди продолжат ходить в магазины еще очень и очень долго, подытоживает она.

Как применим передовой опыт NRF 2018 для российского ритейла?

Российские ритейлеры последние 10-15 лет занимались открытием новых магазинов. Экстенсивный рост стал идеей фикс. Но расти вширь дальше некуда, «Пятерочки» и «Магниты» располагаются дверь в дверь, а другой глобальной идеи развития не появилось. К тому, что у нас называют «автоматизацией» и «цифровизаций» ритейла, у меня есть ряд вопросов. Пока армии мерчендайзеров бегают проверять выкладку товаров, про автоматизацию лучше помолчать.

Мне кажется, российский ритейл застрял на стадии «У нас есть магазин, у нас есть товар. Не покупают -пообещаем скидку!» Зарубежные ритейлеры уже освоили концепцию, что магазин – это место, где решаются проблемы покупателей (и даже посетителей). Вы гуляете по торговому центру в режиме «just looking», без целей шопинга, а вам делают приятно, например, предлагают кофе. Это совсем другой уровень общения.