Технический прогресс отправил в небытие не один крепко стоящий на ногах бизнес. АЗС появились на свет, как бизнес-опция, обеспечивающая потребности автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Как нам грамотно обустроить АЗС?

как обустроить АЗС

Кто-то считает, что заправки должны исчезнуть вместе с этими двигателями. Однако у этой истории возможен другой финал. Я считаю, что АЗС будущего строятся вокруг ритейл-операций.

Пока вырисовывается два направления движения. Первый — автоматизация всех операций и отказ от обслуживающего персонала на заправках: умные колонки, универсальные способы оплаты, заказ всего комплекса услуг по смартфону, продвинутые в IoT автомобили. АЗС дистанционно определила прибытие машины, бортовой компьютер сообщил тип топлива и желаемый объем, тип платежа и осуществил его проведение. Человеку осталось выйти из авто, размять ноги и подумать о заправке себя любимого. Минимальный полет фантазии добавляет в эту картину сюжет про ароматный кофе со свежей выпечкой, которые принесут из кафе по предварительному заказу.

ритейл на АЗС

«Большой» ритейл в полный рост развлекается с технологиями, которые позволяют обойтись без продавцов и кассиров. Для сетевых магазинов подобный подход имеет вау-эффект. В заправочной отрасли автоматическими АЗС удивить сложно. Мы пробовали этот путь, да, у него есть перспективы. Но второй вариант развития мне кажется более интересным и перспективным с точки зрения бизнеса — это расширение спектра услуг, которые предоставляют заправочные комплексы.

Например, самый крупный оператор придорожных комплексов в Великобритании – компания Moto Hospitality Ltd, имеет штат более 5000 человек. Сейчас в России АЗС с магазином и кафе дает 5-15 рабочих мест плюс столько же для компаний, которые осуществляют поставки. Полнофункциональный придорожный комплекс – это десятки рабочих мест. У той же компании Moto Hospitality в заявке на освоение участка и строительство нового комплекса указано 215 постоянных рабочих мест. Сравните 20 и 215 рабочих мест, замечу, что это качественные рабочие места, а не занятость ради занятости.

Кроме того, я легко предположу, что робот-заправщик, который вставляет в бак пистолет, скоро будет на каждой АЗС. Но с необходимостью выйти из машины размять ноги надо что-то делать. Человеку отказаться от человеческой физиологии сложно. Может быть, через 20-30 лет вождение и будет автоматизировано, но пока человеку за рулем настоятельно рекомендуется сменить фокус внимания, покинуть автомобиль, сделав краткосрочный перерыв перед тем, как продолжить движение.

Китайcкий проект Shell

Мы привыкли, что передовые бизнес-технологии к нам приходят из Европы или Америки. Прорывной проект автоматизации АЗС, который я описал выше, реализуется в Пекине. Его создает компания Banma Network Technology, основатели которой Shell, Alibaba Group и SAIC Motor Corp.

По заявлениям Banma первая по-настоящему «умная» АЗС, на которой будет осуществляться взаимодействие подключенных автомашин и самой АЗС, появится в Китае в первой половине текущего года. Из столицы формат постепенно распространится по всем остальным провинциям Поднебесной.

Shell АЗС

Shell вкладывает в проект свои компетенции в управлении АЗС и развитии нетопливных продаж. Alibaba задействует в проекте собственную ОС для IoT-устройств AliOS. Ее функционал позволяет регистрировать прибытие автомобилей в зону непосредственной близости от колонок АЗС. После этого запускаются все маркетинговые процессы, вплоть до таргетированного предложения покупки закусок и напитков с доставкой в салон авто.

Само собой, активна система платежей Alipay, но есть и выбор в пользу активации аккаунта клиентской программы Shell. Испытания показывают сокращение времени на посещение АЗС с текущих 10-15 минут до 7-8 по статистике Shell.

От такой стратегии выигрывают все — автолюбители получают улучшенный потребительский опыт, заправки получают трафик на свои точки, продажи, удобство при проведении маркетинговых программ, включая персонализированные предложения.

Этот концепт рассчитан на «продвинутые» автомашины с широким IoT-функционалом. Предположу, что таких станет большинство намного быстрее, чем беспилотных авто.  Так что это наше ближайшее будущее.

Нефтяные гиганты уступают фастфудным моделям бизнеса

В США бренды крупных нефтяных компаний постепенно выдавливаются с рынка розничных продаж топлива. Одна из главных причин – процесс «дозаправки» водителя с помощью еды стал едва ли не важнее, чем заправка автомобилей топливом.

Если раньше все внимание на шоссе направлялось на поиск эмблем Shell, Exxon или Texaco, то сейчас взгляд водителей пытается выхватить из придорожного пейзажа символику Buc-ee или Wawa. Миллениалы оценивают АЗС по качеству еды ничуть не меньше, чем по цене и качеству бензина. Это и хорошая  и плохая новость одновременно. Предложить потребителю инновационное топливо – сложно. Удивить в сфере фастфуда несколько проще.

Если мы хотим успешно вписаться в мировое сообщество, то важно «не пропускать момент» и успевать внедрять опыт из разряда «нечто, ранее на рынке не существовавшее». Единственная защита бизнеса от столкновения с технологиями будущего – скорость внедрения новинок.

Например, в начале нулевых годов американский ритейл прозевал e-commerce и поплатился за это сдачей позиций Amazon и другим ранее неизвестным игрокам в нишевых областях рынка. Если существующие лидеры рынка не ответят на технологические вызовы, то возможно сейчас где-то подрастает стартап, который заткнет всех за пояс.

Агрегатор промобюджетов Team Vortex, который  предлагаем мы сетям АЗС, изобрел 15-летний подросток. Только в юную голову могла придти мысль скрестить кофемашину и игровой автомат. Какие еще светлые мысли бродят в  головах подрастающего поколения?! Только мы привычно отправляем их «делать уроки», а сами изобретаем то же самое, что Shell и Alibaba, только «лучше и дешевле».

Вам не кажется, что здесь что-то не стыкуется? Поэтому я бы пожелал всем присутствующим на конференции (и читающим) смелости в инновациях. Если вы видите нечто интересное из того, что раньше никогда не видели – изучайте и внедряйте. Хватит восхищаться смелостью коллег за рубежом, давайте моделировать будущее из имеющихся под рукой решений и технологий! Что будет дальше, поживем, увидим.

Александр Кузьмин, генеральынй директор Retail&HoReCa/РусХОЛТС