«Жизнь после нефти» одно из самых цитируемых событий в рамках Петербургского международного экономического форума. «Для нашей страны нефть — это наше все, это 25% ВВП. И представить себе сегодня структуру нашей экономики без нефти, которая оказывает не только прямое влияние, но и косвенный вклад в ВВП, в привлечение инвестиций через потребление, наверное, невозможно», — цитата из выступления Германа Грефа.
Принять эту новую действительность сложно не только России. В Канаде считают, что ее статус энергетической супердержавы оказывается под угрозой из-за более скорых темпов заката эпохи ископаемых видов топлива на рынке, чем об этом думали ранее. Вот подробнее об этом и поговорим. Ниже переводи литобработка материала CBCNEWS.
Статус Канады в качестве энергетической супердержавы оказывается под угрозой из-за более скорых темпов заката эпохи ископаемых видов топлива на рынке, чем об этом думали ранее.
Так говорится в отчете государственного аналитического агентства, попавшего в распоряжение журналистов CBC News.
32-страничный документ приходит к следующему выводу – переход к дешевым возобновляемым источникам энергии в ближайшем будущем возможен как никогда, при этом ископаемые виды топлива займут ту же нишу, которую сегодня занимают альтернативные, заявляют эксперты Policy Horizons Canada.
К этому стоит прислушаться хотя бы потому, что эта малоизвестная в широких кругах организация много лет обеспечивает аналитическую поддержку правительству страны, специализируясь на 10-20-летней перспективе.
После ознакомления с документом ряда независимых аналитиков, включая представителей Школы Публичной Политики Университета Калгари и ванкуверсской компании Evok Innovations, они подтвердили целесообразность предостережений от долгосрочных инвестиций в трубопроводы и другую газо- нефтяную инфраструктуру. Чем более цены на альтернативные возобновляемые источники энергии становятся ниже, тем экономическая целесообразность таких инвестиций становится менее очевидной.
Растущий средний класс населения в урбанизирующихся странах с так называемой развивающейся экономикой указывает на то, что спрос на все возможные источники электричества, включая альтернативные, будет расти гораздо быстрее, чем это закладывалось прогнозами 10-летней давности.
Речь не идет о полном и быстром исчезновении традиционных источников энергии – просто в зависимости от возможностей того или иного региона в плане «альтернативки» такие источники, как солнце и вода, будут инкорпорироваться в структуру энергопотребления все глубже и чаще. Это легко масштабируемые и распределяемые источники энергии, которыми было бы странно не пользоваться с учетом развитости предложения в этом направлении сегодня, отмечается в исследовании.
Один из факторов роста рынка в этом направлении – страны Латинской Америки и Африки, которые могут сразу же «перескочить» нефте-газовую фазу и начать с альтернативных источников как основного направления в довольно краткосрочной перспективе.
Примеры тенденции – большие «солнечные» контракты Саудовской Аравии и Мексики в перспективе получения цен в 3 цента за кВч и 5 центов за тот же объем. При этом физической возможности построить газовую или угольную ЭС с такой же ценой электричества на выходе просто не существует, и даже ГЭС врядли сможет обеспечить тот же порядок цен.
На этом фоне электричество из альтернативных иточников становится более востребованной формой для жилой и коммерческой недвижимости, а также в сфере транспорта.
Конечно, здесь не обойти вниманием Tesla Motors и их возможности по строительству заводов по выпуску батарей нового поколения – к 2020 году выпуск этого вида продукции только под брендом Илона Маска должен утроиться.
При этом, цена упадет с текущих $300 за аккумулятор мощностью в 1 кВч, до $150. Это уже полностью конкурентная цена в сравнении с двигателями внутреннего сгорания.
Следующая проблема развития отрасли – строительство эффективных хранилищ для энергии, получаемой от солнца и ветряных установок, как промышленного масштаба, так и в портативном формате. В этом плане интерес представляет проект Advanced Rail Energy Storage (ARES) в Неваде, где для хранения электричества используются не химикаты, а …гравитация.
Используется подвижной ж/д состав на наклонном пути. Несколько вагонов, наполненных тяжелым грузом (щебень) оснащены электромоторами, которые подключены к электросети, питаемой солнечными панелями и ветряными турбинами.
Как только образуется избыток энергии от сети, вагоны начинают движение вверх по путям, как только поступлении электричества от работы панелей и турбин снижается, вагоны скатываются вниз, а их двигатели работают как генераторы, осуществляющие поставку энергии во вне. Крайне просто, недорого и эффективно.
Если так пойдет дальше, говорится в докладе, цены на нефть могут снизиться гораздо быстрее, чем об этом было сказано несколько раз ранее, в связи с чем многим странам придется переосмыслить ценность и стратегию использования «черного золота». При этом, если предложение нефти и газа превысит на более-менее длинном временном отрезке спрос, эти виды сырья могут утратить статус товаров широкого потребления.
То есть, страны-потребители энергии станут диктовать цены на нефть, поскольку поставщикам придется бороться за рыночную долю через снижение цен в этих условиях. Говоря проще, отчет прогнозирует, что ископаемые и альтернативные источники топлива поменяются местами в энергетической парадигме. И это одно из малореалистичных предсказанийв целом грамотного с точки зрения прогнозирования тенденций отчета.
Литий-ионные технологии будут развиваться все быстрее, поэтому расти в цене будут различные редкие металлы для развития новых элементов питания.
И здесь на авансцену выйдут страны, обладающие запасами таких металлов – Боливия, Аргентина, Чили (литий), а также Китай и Бразилия, которые обладают 60% запасов всех редкоземов. Захочет ли Запад давать этим странам статус хозяев новой энергетической парадигмы?
Покажет время, а пока нефть останется важным компонентом мировой энергетики, хотя и с постоянно снижающейся долей и ценностью – вопрос, по мнению авторов доклада, будет состоять только в скорости развития этих тенденций.
При этом, какая-то часть разведанных и досягаемых мировых запасов нефти может так и остаться в земле в качестве невостребованного реликта. По крайней мере для целей топливного бизнеса – а вот для выработки самого широкого спектра продуктов из нефти (от спирта до удобрений) сырьё будут добывать до последнего – все упрется в ту же самую экономическую целесообразность соотношения стоимости добычи, обработки, транспортировки и хранения продуктов и их рыночной востребованности, выражаемой в конечных ценах.
Послесловие
Для нетопливных бизнесов АЗС в этом тренде есть хорошая новость. У современного водителя необходимость в кофе и отдыхе возникает чаще, чем у машин возникает потребность в бензине. Этот тезис хорошо подтверждается цифрами. У компании Shell в 2015 году убыток от основной деятельности компании составил $5,7 млрд, а вот прибыль от «побочки», включая ритейл, выросла за прошлый год в три раза до $10,2 млрд. Источник >>
Наращивание ритейл-функционала АЗС становится сегодня тем важнее, чем быстрее развиваются энергоэффективные технологии, используемые сегодня в машинах.
Добавить комментарий