Развитие цифровых технологий сильно изменило розничную торговлю. Современные розничные компании вынуждены совмещать в себе торговые и развлекательные функции. Цифровые технологии — главный помощник ритейлеров, который помогает решать обе эти задачи. Портал Retailer отдельно задавал вопросы ритейлерам и поставщикам технологий о том, какие же из технологий будут наиболее востребованными. По ссылке большая и содержательная статья >>, в блоге то, что осталось за кадром.
Для заказчика из ритейла вопрос внедрения технологий – это всегда вопрос стоимости внедрения, владения и получаемой выгоды. Технология сама по себе даже самая перспективная – это не волшебная палочка, ей надо задать правильный вектор развития и поддерживать его, а это снова требует средств. Легко войти во все СМИ с сообщением о том, что коровам одели VR-очки. Россияне массово позавидовали коровам, а дальше-то что?
Например, компьютер, который посадил космический корабль американцев на Луну, был слабее, чем электроника в современных детских игрушках. Он выполнял 40 000 операций в секунду, тогда как современный iPhone за это же время выполняет 5 триллионов операций. Объем встроенной памяти составлял 72 килобайта — это в 70 раз меньше, чем помещается на дискете. Помните такой носитель?
У каждого из нас в руках мощное электронное устройство – смартфон, в котором мы играем, читаем, совершаем покупки. Современные визуальные технологии требуют еще большей мощности железа, чтобы заработали интерактивные зеркала, умные примерочные, говорящие витрины, электронные ценники и т.д. Если уж не стремимся в космос, то может быть стоит работать в сторону эффективности бизнеса при помощи технологий, а не только развлечении.
Какие визуальные цифровые технологии особенно востребованы в ритейле?
Я бы сказал, что востребованы в ритейле не некие отдельные визуальные технологии, а максимально востребована визуализация практически всех технологий, которые обеспечивают бизнес-процессы компании. Визуальные технологии своего рода локомотив, который прицепными вагончиками затаскивает все остальное. До тех пор пока приходишь на встречу с заказчиками с «коробочками» и презентацией — успеха не будет.
Например, мы разработали платформу для автоматизации продаж кофе – BMS Coffee Control. Сравнимые решения есть, наверно, только у Starbucks и Costa Coffee. Причем по некоторым направлениям, например, мобильной оплате напитков, решение BMS устроено лучше зарубежных конкурентов, т.к. надо было учесть довольно жесткие требования российского законодательства. До тех пор, пока преимущества решения понимали ИТ-директор и финдиректор дела шли напряженно. Когда к имеющемуся решению мы прикрутили роборуку – получили wow-эффект и взрывной интерес со стороны заказчиков.
Точность приготовления напитка – это понятное уникальное торговое предложение, но оно гарантируется не только и не столько наличием роботизации. За работой робота стоит выстроенная система управления бизнес-процессами, которые влияют на вкус кофе.
Опять же для визуализации работы нашей IT-платформы мы построили физический Мониторинговый центр нетопливных бизнесов сетей АЗС.
Какие визуальные технологии наиболее перспективны и почему?
В ближайшее время будут очень актуальны технологии, которые помогут разобраться в аналитике потребительского поведения — Consumer Analytics. ИТ будут на своем уровне реализовывать тест Ахматовой: «Чай, собака, Пастернак» или «Кофе, кошка, Мандельштам».
Знания о том, как человек принимает решения (в том числе и о покупках) только за последние 5-7 лет стали достоянием ученых. До этого были эмпирические догадки рекламщиков и маркетологов, что логика в принятии решений занимает далеко не первое место. Скорее всего, в названиях этих технологий будет приставка нейро-. Среди них будет много хайповых компаний, как это было, например, с блокчейном. Но строиться они будут на том, что есть фиксация внешних данных поведения человека/покупателя, которая потом совмещается с его реальными действиями и выдается какой-то понятно интерпретируемый результат. Чем более продвинутыми станут эти технологии, тем больший срок действий смогут охватывать и фиксировать больше внешних маркеров поведения.
К слову, визуализация работы сложных технологий востребована сейчас и дальше будет только больше. До тех пор пока с потоком big data разбирается один высоколобый специалист, к ней относятся спокойно. Как только на выходе рисуется интерфейс по типу «светофора» — интерес повышается многократно.
Например, решение BMS Coffee Control фиксирует количество проливов кофейных напитков и количество транзакций. Расхождение в несколько процентов находится в «зеленой зоне», 5-7% — «желтой», требуется внимание, более 10% — «красная зона», срочно разбираться (иногда со службой безопасности). Так мы реализуем свою заявку о том, что пресекаются продажи мимо кассы на 100%.
Я не призываю свести всю работу к подобным интерфейсам. Но труд тех, кто сможет упаковывать сложные явления и результат работы нескольких технологий в подобные простые рамки, будет очень востребован.
Добавить комментарий