Внимание к формату вендинговой торговли выходит за рамки специализированных изданий.  Лайфхакер задался вопросом: «Стоит ли вкладывать деньги в вендинговые аппараты?»

Формат издания, к сожалению, не позволяет глубоко проанализировать вопрос. Поэтому мой краткий ответ: «Деньги сегодня стоит вкладывать не в сами вендинговые автоматы, а в автоматизированные системы управления вендинговым бизнесом». Подробнее об этом рассказываю ниже.

Мировой рынок вендинговых автоматов, вендинговый бизнес
Объем мирового рынка вендинговых автоматов

Каждый ритейлер переживает в жизни периоды, когда мечтает работать без персонала, чтобы не зависеть от «человеческого фактора» от слова совсем. Тренд на автоматизацию ритейла имеет мировой масштаб. Не сомневаюсь, что прорывные проекты тут точно будут. Малый и средний ритейл при этом раскладе обращает внимание на модель вендингового бизнеса, если под вендингом понимать автоматизированные решения, где человек сам платит и сам берет нужный ему товар.

Объем мирового рынка торговых автоматов был оценен в 30,30 млрд долларов США в 2018 году, и ожидается, что к 2025 году он увеличится на 9,4%. Важно заметить, что «продукт», которым торгуют через автоматы усложняется многократно. Например, компания Fresh Bowl продает салаты в подземке в Нью-Йорке (и не только там, есть более привычные локации) в стеклянной таре, которую принимают обратно(!) Представили, насколько технологически подобная продажа сложнее, чем торговать шоколадными батончиками со сроком годности полгода. Другой пример — стартап Numilk устанавливает торговые автоматы по производству и продаже свежего растительного молока.

На российском рынке развитие вендинга в настоящее время связано в первую очередь со сменой и «гибридизацией» форматов. Многие ритейлеры в период пандемии, ознаменовавшейся спадом посещаемости гипермаркетов, переключились на формат «магазин у дома» и увидели дополнительный источник дохода в установке вендинговых аппаратов в жилых домах. Так, торговые сети «Вкусвилл» и «Азбука вкуса» в 2020 году запустили установку вендинговых машин в подъездах жилых домов. Среди позиций, которые доступны потребителям — наиболее «ходовые» хлеб, молоко, детское питание, продукты быстрого приготовления, антисептики.

Торговые сети в регионах подхватили тренд на установку вендинговых аппаратов. Например, в Перми ритейлер «Семья» планирует запустить полсотни микромаркетов в жилых домах и офисных зданиях. Это специальные охлаждаемые витрины, ассортимент которых составит до 100 продуктовых и непродуктовых позиций. Подобные аппараты позволят жителям домов и офисным сотрудникам в первую очередь быстро перекусить, поскольку ритейлер делает акцент на продаже готовых блюд.

В целом можно заметить, что вендинговая отрасль развивается в том числе в направлении усложнения продаваемого продукта, для общепита это скоропортящиеся товары.

Фото:»Семья»

Подобное развитие обеспечивает только безупречно выстроенные все логистические процессы, а это работа ИТ-систем. Технологические инновации, такие как распознавание лица и голоса, система интерактивного отображения и интеграция больших данных, делающие продукт более простым и удобным в использовании, также окажут положительное влияние на спрос.

Вендинговые кофейные автоматы

В данный момент продажа салотов через вендинговый автомат еще удивляет потребителя. С точки зрения вендинга, развитой и показательной отраслью является кофейная, для меня это тоже область экспертных знаний, удачное пересечение. Так вот в кофейной отрасли я не вижу смысла вкладываться вендинговые аппараты, потому что «голубой океан» в этой сфере – ИТ-платформы для управления кофейным бизнесом, создание интернета вещей на основе автоматизированных кофепоинтов. Вендинговых кофейных аппаратов в мире бесчисленное множество, а вот автоматизированных систем управления кофейным бизнесом всего две — у британской Costa Express и у американо-российской BMS Coffeе Control, внедряемой в разных странах под различными торговыми марками корпоративных заказчиков.

Из Мониторингового центра он-лайн в режиме 24/7 контролируются тысячи кофемашин

Вывод: деньги сегодня стоит вкладывать не в сами вендинговые автоматы, а в автоматизированные системы управления вендинговым бизнесом. Тут главное — не попасться на удочку расхожих определений «телеметрия» и «мониторинг» и не потратить свои средства впустую. Автоматизированная система управления — это всегда многоблочное решение, самостоятельная ERP, либо надстройка над существующей учетно-информационной системой, которая эффективна лишь в случае четкого понимания заказчиком результатов, которые он хочет получить от своего вендингового бизнеса.