В области автоматизации довольно сложно конкурировать с гигантами ритейла. Ведь именно за счёт масштабов у них всё работает быстрее, эффективнее и дешевле. Поэтому в первую очередь автоматизацию внедряют крупные продавцы. Однако крупный ритейл имеет свои ограничения. Существует множество локаций, где большой магазин создавать экономически не выгодно. При этом даже самый маленький магазинчик, – это обширный набор мелких операций, каждая из которых важна для конечного результата. Ручное управление возможно для 10-15 подобных объектов. Но если в сеть входят десятки и сотни магазинчиков, то у руководства возникают серьезные проблемы. Объединение подобных объектов в единую сеть кажется выходом – наконец-то получаются приличные объемы для поставок продукции, но логистика усложняется в арифметической прогрессии.

Большинству ритейлеров перспективы экономии при обслуживании подобных точек продаж видятся в автоматизированных магазинах без персонала.

Магазин самообслуживания Easy Daily от Neste в Финляндии — к услугам посетителей робот-заправщик и автоматизированная выдача товаров

Ритейл без персонала  

Концепция автоматизированного ритейла не нова. Если в магазинах с ней только начинают экспериментировать, то в заправочной отрасли автоматические станции существуют уже не одно десятилетие. Но сейчас АЗС не могут выжить только за счет продаж топлива, поэтому им стоит задуматься над автоматизацией кафе и магазина.

Наиболее близка для заправочного бизнеса концепция китайского проекта BingoBox.

Китайский стартап представляет собой небольшой магазин (ларек), который торгует повседневными базовыми продуктами — снэки, пиво, а также все, что может понадобиться в течение дня в рамках срочного незапланированного похода в магазин. Покупатели сканируют QR-код и оплачивают покупки мобильными платежными инструментами.

Магазин без продавцов звучит, как мечта любого грабителя, однако у BingoBox все предусмотрено. Полки оснащены датчиками, взять товар без оплаты невозможно. BingoBox использует удаленный мониторинг и контроль, ресток товаров осуществляется ежедневно и автоматически. В итоге мы видим одну из самых близких к идеалу реализаций концепта роботизации мелкого ритейла.

Китайский стартап замахивается на мировое распространение. В Азии, где развита культура вендинговых автоматов, его уже оценили очень высоко. Сотрудничество с Auchan Minute говорит само за себя.  Остальной мир пока только готовится оценить подобный проект.

Российские проекты автоматизации ритейла

Я специально начал рассказ не с магазина от Amazon, который создан для обкатки новых технологий и развития своей технологической базы. Эффект WOW получен, но, как говорится, «все трюки выполнены профессионалами и не пытайтесь повторить в домашних условиях». BingoBox в этом плане намного ближе к земле.   

Поэтому меня не удивила новость о том, что торговая сеть «Пятёрочка» в 2019 году открыла в Московской области первый экспериментальный магазин без кассиров с полностью автоматизированной системой покупок. Круглосуточный киоск площадью около 20 квадратных метров расположен в Долгопрудном, ассортимент насчитывает примерно 250 наименований.

Позже X5 Retail Group представила первый автоматизированный супермаркет без кассиров «Пятёрочка в Москве и пообещала в 2021 году открыть 50 аналогичных магазинов, 25 из которых — в городах-миллионниках.

Концепция магазинов «С собой»: круглосуточные киоски, но уже с массой технологий и без кассира

В июне 2020 года ритейлер «Азбука вкуса» также объявила о запуске бесконтактного магазина в «Москва-Сити». Что во многом стало ответом ритейлера на события, связанные с COVID-19.

Из малоизвестных пока российских проектов в похожем формате работает стартап Briskly. Изначально в пилотном проекте участвовали 345 торговых точек. Сейчас это автономное оборудование для мелких и крупных ритейлеров. В дальнейшем среди перспективных клиентов проект видит автозаправки. Да, сначала снесем все ларьки, а потом вернем их в новом формате!

Магазин без персонала от стартапа Briskly в Москве. Фото: Briskly.

Я вижу серьезный прорыв в том, что средний и мелкий ритейл в  России обратил внимание на систематизацию и автоматизацию. Это идеологический сдвиг, который позволит небольшому ритейлу развиваться на всей территории России не по принципу «автолавки», где продаются сахар, спички, колготки, а цивилизованно и в русле современных технологий. С удаленным мониторингом торгового зала и оборудования, использованием касс самообслуживания, энергосберегающих технологий, программ автоматизированных закупок, мерчендайзинга и т.п. Создание подобного проекта дает жизнь еще десятку стартапов, которые улучшают и совершенствуют какую-либо из систем магазина.

Радует, что свой кофейный проект пять лет назад мы изначально задумывали как автоматизированный и управляемый удаленно. Сейчас мы предлагаем рынку цифровой продукт — ИТ-платформу для сопровождения работы автоматической кофемашины (или машин). Оказывается, мы в компании РусХОЛТС не мечтатели, а провидцы будущего. Автоматическая заправка машины и покупка незамерзайки в автоматическом киоске вовсе не исключает желания водителя выпить кофе. С развитием средств автоматизации появилась масса новых возможностей для создания автоматизированной зоны по продаже кофе. И бизнесу, нацеленному на развитие, просто необходимо их использовать.