![](https://kuzminblog.ru/wp-content/uploads/2019/04/Screenshot_2.png)
С 15 по 18 апреля в Москве проходил Национальный нефтегазовый форум (ННФ). Форум был совмещен с выставкой оборудования и технологий для нефтегазового комплекса «Нефтегаз-2019».
Так что поводов для коммуникации представителей отрасли, экспертного сообщества, власти, бизнеса и науки было предостаточно.
На высшем уровне общий тон беседы задал заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, который считает, что следующие 50 лет нефтяная отрасль будет оставаться драйвером в развитии нашей экономики. Буквальная цитата из выступления: ««Необходимо настроить фискальную систему так, чтобы тот финансовый ресурс, который способен генерировать отрасль, направлялся на увеличение новых технологий и сохранение рабочих мест для регионов. В России следует больше внимание уделять технологическому развитию».
Вот это заключение как раз очень важное. Установка сверху однозначная – курс на цифровизацию отрасли. Но современный бизнес – многофакторная система, которая усложняется многократно в условиях цифровизации. Кто сомневается, может попробовать изучить вопрос о том, почему Сбербанк строит «экосистему» сервисов и в будущем даже не планирует называть себя «банком». Делает это финансовая организация, конечно, для удовлетворения запросов клиентов, но свою цель определяет как создание крупнейшей цифровой платформы для «новой экономики».
![](https://kuzminblog.ru/wp-content/uploads/2019/04/33eb0194b77e87506c879115e07f9c4d.jpg)
Получается, что цифровизация отрасли – это не только перевод в цифровой формат всех бизнес-процессов, но и масштабная работа над смежными отраслями, а потом и в новых областях. Кроме того, в голове надо держать цель, что создается «новая экономика». Легко рассуждать о масштабах нефтедобычи в Арктике или гордиться уровнем котировки акций компании на международной бирже, но большинство водителей уровень ВИНКов оценивает по уровню сервиса напринадлежащим им заправочных станциях и цене на топливо.
С осени прошлого года я работаю в Комитете по энергетике Государственной Думы РФ. Я пришел в это сообщество, чтобы реализовать свой экспертный опыт работы в нетопливных бизнесах сетей АЗС. За это время тема важности развития «нетопливных бизнесов сетей АЗС» несколько раз прозвучала и в нужном для отрасли направлении.Иностранные топливные компании, продавая наш, отечественный бензин, пользуются значительно большим доверием и уважением российских покупателей, нежели заправочные сети, принадлежащие российским нефтяным гигантам. За что сотрудники этих компаний получают зарплату, если, действуя на родной территории, они не могут «догнать и перегнать» своих иностранных конкурентов?
Мы помним, что в нетопливных бизнесах российские АЗС стартовали с нуля, т.е. с полного отсутствия этой инфраструктуры еще 10-15 лет назад. Сейчас компании-лидеры заявляют о 20% дохода от нетопливных бизнесов. Это прогресс, но не такой впечатляющий, каким бы он мог быть.Здесь важно отметить, что у независимых игроков топливного рынка денег на преобразование своих сетей АЗС нет. Основной доход от продаж топлива заложен на уровне оптовых продаж. Поэтому деньги аккумулируются в руках ВИНК и от них зависит, на какие технологии пойдет накопленный финансовый ресурс.
Интересанты изменений – есть, кошелек – тоже, прямое указание сверху – есть. Чего же не хватает для реализации амбициозных задач? Вы будете смеяться, но информации и масштабных планов. Можно сколько угодно потешаться над фотожабами на Германа Грефа, но он совершил революцию в головах своего топ-менеджмента, сотрудников и перепозиционировал такого динозавра как Сбер.
5-6 лет непрерывных объяснений даже до первых лиц ВИНК дошла информация, что в сферу их интересов входит то, что там и так как бы находится – нетопливные бизнесы сетей АЗС. Когда первые лица ВИНК говорят о цифровизации в первую очередь в их головах фигурируют технологий разведки, добычи, переработки и транспортировки углеводородов, передачи и хранения энергии, инноваций при строительстве промышленной инфраструктуры. Как раньше все время обсуждали нефтедобычу, так теперь обсуждают цифровизацию технологий для нефтедобычи. Говоря о конкуренции, обсуждают конкуренцию конкретных технологий, но не идет речь о конкуренции технологий управления.
Я не переоцениваю себя, прекрасно понимая, что нетопливные бизнесы сетей АЗС – это доли процента в бюджетах ВИНК. Но наше ИТ-решение «Комплексная система управления нетопливными бизнесами сетей АЗС» создает новую экономическую реальность, которая уже приносит миллиарды долларов дохода сейчас и будет стремительно развиваться дальше. Это наглядный пример сращивания реального B2B сектора экономики с рынком виртуальных информационных услуг, результаты работы которой видит каждый посетитель заправочной станции.Но если качественное цифровое управление такими небольшими бизнес-процессами дает подобный экономический эффект, может быть стоит подобную «цифровизацию» распространять и на другие бизнес-процессы нефтяной компании. Тем более, что в данном случае нам не надо догонять и перегонять западных конкурентов по технологиям, это отечественная разработка. Еще можно потом осчастливить всех остальных.
Но пока интерес к постоянному трафику людей с повторяющейся необходимостью заправить свою машину проявляют вовсе не нефтяники, а сетевые ритейлеры ителекомоператоры. Я не удивлюсь, если и Сбербанк вдруг решит, что его экосистеме не хватает сервиса по заправке авто. Зато я беспокоюсь, как нефтяная отрасль реализует свой потенциал и имеющиеся в ее распоряжении средства для развития потребительского рынка и АЗС, как особого объекта ритейла.
Добавить комментарий