Я давно слежу за работой компании Accenture. Она предлагает широкий спектр услуг и решений в области стратегий, консалтинга, цифровых сервисов, технологий и оптимизации операционной деятельности компании. Компания уже 15 лет входит в рейтинг Fortune’s Global 500. Тот, кто захочет поймать меня на слове, что я не люблю консалтеров, будет не прав. «Не все йогурты одинаково полезны», так и исследования различных консалтинговых компаний имеют различную практическую ценность. Я считаю, что экспертиза в различных индустриях, нацеленность на работу с крупными компаниями и акцент на цифровизацию, делает исследование Accenture максимально дельным.
Положение дел на рынке Fuel Retail
Исследование рынка Fuel Retail проводилось путем опроса топ-менеджмента международных сетей АЗС. Оно подтвердило то, что вроде бы и «так понятно».
Сферу розничной продажи топлива ожидают серьезные изменения. Индекс преобразования Accenture включает розничную продажу топлива в наиболее изменчивый сектор.
Некоторые изменения отрасли очевидны, они на виду – появление беспилотных автомобилей, увеличение числа электромобилей, изменения конструкции автомобилей, прежде всего их подключенность к сети интернет, изменение поведения потребителей, рынок каршеринга и т.д..
В цифрах это выражается следующим образом. Более восьми из десяти (81%) розничных продавцов топлива планируют увеличить свои инвестиции в цифровые решения в течение следующих трех-пяти лет, а 45% планируют значительно увеличить эти инвестиции (на 20% и более). Это означает, что отрасль готова потратить на цифровизацию серьезные средства.
Около 49% продавцов топлива, опрошенных Accenture, заявили, что основной причиной их вступления в стратегические партнерства является доступ к инновациям и новым технологиям. Очень важное замечание. Технологические изменения будут выходить далеко за рамки того, что видит розничный клиент. Владельцы заправок планируют использовать цифровые решения для повышения эффективности управления бизнесом: цифровизация управления запасами, складированием и логистикой, использование данных для визуализации управленческих решений, маркетинга, ценообразования и т.д. .
Умная АЗС, SMART АЗС основанная на интернете вещей, использующая искусственный интеллект – ближайшее технологическое будущее отрасли.
Изменение поведения потребителей
По данным опроса, главные тренды отрасли на ближайшие 3-5 лет, влияющие на работу заправок, будут такими:
- Рост числа электромобилей.
- Изменение привычек потребителей
- Рост эффективности ДВС.
- Изменения в законодательстве.
- Рост конкуренции.
Напомню, что опрашивали руководителей за рубежом. Для России рост числа электромобилей можно пока оставить за скобками. Зато изменения поведения потребителей надо рассматривать буквально под микроскопом. Amazon, Netflix, Apple и другие поставщики услуг розничной торговли и обслуживания изменили стандарты обслуживания потребителей. Если покупатель привык получать все по принципу «одного окна» онлайн через смартфон, то он будет искать подобной услуги во всех продажах. Покупателя в современном мире ритейла не удивить ни персональным предложением, ни скоростью обслуживания. Пожалуй, только можно оттолкнуть отсутствием привычного сервиса уровня лидеров рынка.
Я сам видел, как маленький ребенок пытался жестами пальцев как на айпаде увеличить физическую коробку сока. Это мило и забавно в исполнении ребенка. Когда так ведут себя руководители серьезных бизнесов, это выливается в многомиллиардные потери. Слишком часто доводилось видеть, как телеметрию технологического оборудования пытались заменить ее имитацией. Поэтому еще один вывод, который можно сделать из исследования – цифровизация может пойти разными путями. И вот тут начинается самая важная часть исследования, в которой подробно говорится о стратегии реализации цифровизации на рынке Fuel Retail.
Как реализовать цифровизацию?
Итак, последовательно мы признаем, что изменения важны и неизбежны. Изменения идут по пути автоматизации и цифровизации. Чтобы добиться успеха в цифровой среде, розничные торговцы топливом нуждаются в тщательном, дисциплинированном внедрении технологий с акцентом на данные и аналитику. Аналитика лежит в основе практически всех цифровых инициатив, она являются ключом к пониманию клиента.
В компании Accenture считают, что в процессе стратегического планирования есть четыре основных этапа.
Преобразование инфраструктуры
Это означает создание более конкурентоспособных решений для повышения гибкости, увеличения прибыли и инвестиционного потенциала. Инициативы могут включать в себя преобразование электронной коммерции, использование клиентской аналитики или ускорение разработки продукта.
Рост инфраструктуры
Как только инвестиционные возможности будут увеличены, их следует перенаправить на поддержку постепенного роста основного бизнеса. Это может означать вступление в новые партнерские отношения, проведение испытаний новых продуктов или тестирование инноваций на площадке. Например, розничные продавцы топлива могут создавать пилотные площадки для оценки эффективности полностью автоматизированных станций зарядки автомобилей.
Масштабирование новой инфраструктуры
Развивая инфраструктуру, организация должна работать над выявлением и расширением областей, которые растут рядом с ней. Это может повлечь за собой пилотирование новых бизнес-моделей или интеграцию новых предприятий.
Умные маневры
Важно поддерживать темпы и баланс, поскольку «основным» и «новым» предприятиям часто необходимо сосуществовать в течение значительного периода времени.
Реализуя все эти программы, стоит помнить, что люди, а не программное обеспечение или устройства, будут определять успех цифрового преобразования. Человеческий фактор — узкое место всех цифровых преобразований. Необходимы инвестиции в обучение и развитие сотрудников.
В финальной части исследования говорится о том, что следует избегать смелых предварительных прогнозов, поскольку никто «на самом деле» не знает, как будет выглядеть будущее розничной торговли топливом. Есть много факторов, которые повлияют на цифровое будущее сетей АЗС. Но в заправочный бизнес точно придут новые участники, и произойдет дальнейшее размывание границ отрасли. Однако розничные продавцы топлива, которые понимают последствия цифровой революции и стратегические обязательства в отношении цифровых инвестиций, планирования и реализации, имеют гораздо больше шансов на успех, чем те, которые придерживаются традиционных способов ведения бизнеса.
Добавить комментарий