Тема франшиз в ритейле очень актуальна. Основа для материала ниже была подготовлена для журнала «Секрет фирмы», поднявшего разговор об «антифраншизах», которые то ли новая бизнес-схема, то ли маркетинговый прием. 

Передавать опыт в любом деле сложно, свою голову не приставишь ни ребенку, ни соседу по парте, ни коллеге, ни партнеру по бизнесу.  На мой взгляд, покупая франшизу, человек, прежде всего, хочет приобрести уверенность в своей идее. (Вариант получить уверенность в себе, считаю слишком опасным и дорогостоящим, но это слово в сторону).

Еще когда я готовил первый материал по кофейным франшизам, мое внимание привлекли результаты исследования мотивации франчайзи. Только 16% опрошенных не представляли себе, как устроен бизнес, которым они планировали заняться. Подавляющее большинство хотели получить «скрытые знания». Вот тут-то и стоит разобраться.

Общепит – хлопотный бизнес, который только кажется простым. Если я люблю пить кофе, знаю много сортов и способов варки, это еще не гарантия успеха моей собственной кофейни. Если я много публикую фоток в инстаграм, то это не значит, что я digital специалист по продвижению свой продукции в этой сети.

Пример семейных кофеен в Италии мил и приятен, но плохо приживается на российской почве, климат не тот, буквально. И тут на помощь начинающим бизнесменам, приходят харизматичные деятели из инфобизнеса, которые придают общеизвестным знаниям наукообразный вид и накачивают начинающих предпринимателей мотивацией. Такой внешней мотивации хватает ненадолго.

Если вы печете блины, а получаются комочки, то к черту блины, пеките комочки. А если хотите заработать денег на выпечке комочков, то организуйте он-лайн курсы, вебинары и тренинги. Я не шучу, на днях в супермаркете за мной стоял молодой человек лет 30, который громко рассказывал собеседнику по телефону, что ему надоело работать на строительном рынке, вокруг одни «нищеброды-ипотечники».

Надо организовать строительные курсы, собрать народ из регионов и жить в тепле с чистыми руками. Да, до сих пор мне казалось, что люди с реальными навыками (строители, швеи, сапожники, повара) без работы не останутся. Но если все массово пойдут в «учителя», большинство населения останется без штанов, зато вокруг будут специалисты по красоте, стилю, пиару и диджиталу.

Трезвым людям, которые видят причины неудач своих коллег, знакомых, хочется докопаться до истины. Красивые  фразы о том, что «главное хотеть и все получиться», «надо стараться и бизнес взлетит» перестают работать. Тогда прежняя пустая идея на лету переобувается в «антифраншизу». «Идейные борцы за денежные знаки» отлично умеют складывать слова. Смысл их деятельности не меняется, вместо мотивации рассказывают о партнерстве.

За что платит человек, покупая франшизу?

Я занимаюсь нетопливными бизнесами сетей АЗС, поэтому хорошо знаю, как устроен ритейл на заправке. Мои примеры будут из этой области. Крупные операторы фастфуда (McDonalds, KFC, BurgerKing, Autogrill) работают по франшизе. Цена вопроса такова, что отсев неадекватных людей происходит на входе. Франчайзи в данном случае покупает все выстроенные бизнес-процессы (логистику, поставки, рецепты, приготовление, подбор персонала, сервисное обслуживание оборудования и т.д).

Сейчас управление подобным бизнесом – это целая экосистема ИТ-решений. В комплекте к этому богатству идет айдентика и маркетинг. Что-то я не слышал, чтобы McDonalds или KFC продавали «антифраншизу», т.е. позволили работать под своим брендом без первоначального взноса,  паушиальных выплат и без четко прописанной айдентики. Кофейная франшиза, которая стоит 100-200 тысяч рублей – подъемна по деньгам, но загвоздка в том, что она не содержит ничего такого, за что стоило бы платить даже эти небольшие деньги.

Потому что в недорогих франшизах продают внешнюю обертку, айдентику кофейного бизнеса и немного мотивации для начинающего бизнесмена. Самая известная из недорогих франшиз — CoffeeLike – отличный пример такого подхода. Основатель этого бизнеса вовремя рассказал, что продал его, пока он не пошел на спад. Тем, кто остался в кофейном (общепитовском) бизнесе приходится находить новые пути продажи своего товара.

С опытом люди умнеют, ищут информацию о бизнесе. Объяснения в духе «если не получается бизнес – сам виноват» их уже не устраивают. А содержание дешевых кофейных франшиз силой воли не расширяется. Дырку от бублика с какой стороны не рассматривай, она дыркой и останется. До сих пор в мире есть только две полноценные платформы по управлению масштабными продажами кофе от компаний CostaExpress и BMS.

Технологические составляющие кофейной франшизы

Самое главное знания о том, на чем строятся поточные продажи кофе – открытая информация. Если совсем кратко, то составляющие работающей кофейной франшизы — это, во-первых, правильный выбор оборудования. В основе успешных сетевых продаж кофе лежит автоматизированное приготовление, которое не требует от персонала навыков бариста.

Во-вторых, правильный выбор зерна. Вкусовые свойства кофейной смеси должны быть неизменны от партии к партии. Для этого обжаривающая компания обязана использовать автоматическое оборудование и вести особую закупочную политику. Я знаю две таких компании в России и еще десяток в Европе.

В-третьих, технологии по управлению кофейным бизнесом. Управлять одной кофейной точкой можно и в ручном режиме. Если речь идет о сетевом бизнесе, о масштабировании бизнеса, значит, точек продаж должно быть много. ИТ-платформа для управления сотней, тысячей (любым количеством кофемашин) есть у двух компаний.

У компании CostaExpress все прекрасно в экспансии мирового масштаба, никакой «антифраншизы» им придумывать не приходится. Компания BMS активно развивается на российскоми близлежащих рынках и все рапорты о кофейный успехах крупных ВИНК — это их рук дело. Если почти все(!) необходимые знания для построения бизнеса доступны и зачастую даже бесплатны, то «антифраншиза» — это всего лишь маркетинговый прием, попытка продлить жизнь «дохлой лошади».

К слову, если вы решили выходить на рынок общепита или фастфуда, то времени на размышление у вас почти не осталось.

Отличное дополнение к посту ниже. Когда на рынок фудтехнологий выходят ВЭБ, Сбербанк и Metro AG, думать уж некогда. Последние новости звучат следующим образом. Госкорпорация«ВЭБ.РФ»и Сбербанк будут совместно продвигать цифровую платформу Metro AGв России.

Платформа предназначена для развития малого и среднего предпринимательства в сфере общепита. Это сообщение надо понимать дословно. Тот кто, оцифрует сферу общепита, предложит сервис, который автоматизирует логистику, контроль качества продукции, подбор и обучение персонала,  технологические карты блюд, поставку оборудования, его ремонт и сервис, тот будет владеть этой сферой.

Я думаю, что  в ближайшее время возникнет несколько подобных платформ, из которых выживет сильнейшая. Ответственно могу заявить, что кофейный стандарт для работы такой платформы уже создан – это BMSCoffeeControl. В кофейной сфере мы можем научить чему-то весь мир и стесняться тут не надо.