Журнал «Мое дело. Магазин» исследовал вопрос применения технологии блокчейна в ритейле. Статья вышла в сентябрьском номере издания. Так как он распространяется по платной подписке, полностью публиковать текст не могу. Свои наблюдения и небольшие комментарии экспертов приведу. Очень интересная и важная тема затронута. К слову, журнал толковый, прочитал весь номер, не только «свою» статью.

кофе, ИТ
Управлять можно только тем, что можешь сосчитать

Как только пузырь блокчейна перестал надуваться, переливаясь радужными красками, о технологии перестали кричать на каждом углу. Манящие криптовалюты больше не будоражат умы россиян. Зато незаметно стали появляться новости о том, что блокчейн постепенно внедряется в бизнес. При этом речь идет не об авантюрах, а о серьезных проектах. И это неудивительно, так как эту технологию можно успешно применять во многих областях и для многих задач, в том числе и в ритейле.

Deloitte совместно с блокчейн-платформой Waves в своем исследовании 2018 года отметила, что блокчейн еще не готов к своему «звездному часу». Корпорации сейчас ищут, как лучше обойтись с новым решением.

Интерес к блокчейну возник на волне хайпа, это признают многие эксперты. Например, пару лет назад британская компания по производству чая решила сделать ребрендинг и добавила в свое название слово «блокчейн». Новое имя компании звучало так: On-line Blockchain Plc. В результате ее акции за день выросли на 394%. Так что в современном мире применение технологий в каждом конкретном проекте должны оценивать специалисты. Ибо маркетологи и копирайтеры без всякого сомнения накидают «волшебных слов» в описание. Но удачные и неудачные примеры использования этой технологии — это возможность для современных компаний найти пути применения этого инструмента.

Я пропущу все привычные способы использования технологии, которые перечислены в статье. Из положений, на которые стоит обратить особое внимание. Во-первых, блокчейн может позволить выстроить другой тип систем лояльности: теперь производитель сможет коммуницировать с покупателем напрямую. Например, можно заложить в штрихкоды и QR-коды на упаковках информацию о подлинности товара, его составе, добавить рецепты или еще что-то, что будет играть на руку репутации бренда.

Во-вторых, технология блокчейна позволяет оптимизировать те процедуры, которые требуют посредников или «третьих лиц» для обеспечения доверия при совершении сделок (самый простой пример – взаиморасчеты между сторонами). Использование блокчейна делает ненужной третью сторону в виде банка или финансовой компании. Однако не стоит преуменьшать роль ритейлера в цепочке продаж. Ритейлера — это не просто посредник между продавцом и покупателем.

В-третьих, блокчейн это одна из технологий, которая многое может, но для реальных проектов требуется объединение целого комплекса решений. В качестве конкретного примера я предложил рассмотреть кофейное решение от РусХОЛТС.

Автоматизированное кофейное решение от РусХОЛТС

Общий тренд для мировых компаний – проследить историю своего продукта от производства до его утилизации. Starbucks в мае 2019 года заявил о работе над созданием системы контроля качества кофейных зерен от производителя до компании-обжарщика на основе блокчейна. Система BMS Coffee Control работает на пути от компании, обжаривающей кофе, до потребителя. Ибо на этом пути слишком много рук влияет на качество конечного результата.

BMS Coffee Control
Мониторинговый центр

Для нашего кофейного решения важно, чтобы «все ходы» были записаны. Поэтому идея блокчейна отлично вписалась в общий концепт. Все действия, которые должны производиться с кофемашинами, четко разделены на те, которые осуществляет персонал станции/кафе, и те, которые выполняет сервисный механик. Например, кофемашину надо ежедневно мыть, чтобы она исправно работала и кофе был вкусный. Если не вымыть ее один раз – ничего не случится, но существует та критическая масса невыполненных действий, после которых кофе превращается в дрянной напиток, а бойлер стоимостью несколько сотен евро сгорает. Наши механики встречали агрегаты, которые произвели 75 тысяч чашек кофе без единого ТО. Для специалиста эта цифра свидетельствует о том, что последние 2-3 года этот аппарат выдает кофеподобное пойло из любого зерна, даже самого высококачественного.

Специальное программное обеспечение фиксирует поток больших данных, более 400 параметров работы кофемашины. Эти данные основа для работы сервисной службы. Например, время реагирования на поломку системы онлайн-сервиса – 15 минут. До этого традиционным отраслевым «стандартом» было 6 часов. Без системы удаленного мониторинга у руководства кофейной точки нет никаких инструментов оценки качества услуг сервисных организаций.

О сценариях применения блокчейна будут спорить еще долго, но чем дальше, тем больше интересных вариантов его использования в бизнесе.