С 15 по 18 апреля в Москве проходил Национальный нефтегазовый форум (ННФ). Форум был совмещен с выставкой оборудования и технологий для нефтегазового комплекса «Нефтегаз-2019».

Так что поводов для коммуникации представителей отрасли, экспертного сообщества, власти, бизнеса и науки было предостаточно.

На высшем уровне общий тон беседы задал заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, который считает, что следующие 50 лет нефтяная отрасль будет оставаться драйвером в развитии нашей экономики. Буквальная цитата из выступления: ««Необходимо настроить фискальную систему так, чтобы тот финансовый ресурс, который способен генерировать отрасль, направлялся на увеличение новых технологий и сохранение рабочих мест для регионов. В России следует больше внимание уделять технологическому развитию».

Вот это заключение как раз очень важное. Установка сверху однозначная – курс на цифровизацию отрасли. Но современный бизнес – многофакторная система, которая усложняется многократно в условиях цифровизации. Кто сомневается, может попробовать изучить вопрос о том, почему Сбербанк строит «экосистему» сервисов и в будущем даже не планирует называть себя «банком». Делает это финансовая организация, конечно, для удовлетворения запросов клиентов, но свою цель определяет как создание крупнейшей цифровой платформы для «новой экономики».

Получается, что цифровизация отрасли – это не только перевод в цифровой формат всех бизнес-процессов, но и масштабная работа над смежными отраслями, а потом и в новых областях.  Кроме того, в голове надо держать цель, что создается «новая экономика». Легко рассуждать о масштабах нефтедобычи в Арктике или гордиться уровнем котировки акций компании на международной бирже, но большинство водителей уровень ВИНКов оценивает по уровню сервиса напринадлежащим им заправочных станциях и цене на топливо.

С осени прошлого года я работаю в Комитете по энергетике Государственной Думы РФ. Я пришел в это сообщество, чтобы реализовать свой экспертный опыт работы в нетопливных бизнесах сетей АЗС. За это время тема важности развития  «нетопливных бизнесов сетей АЗС» несколько раз прозвучала и в нужном для отрасли направлении.Иностранные топливные компании, продавая наш, отечественный бензин, пользуются значительно большим доверием и уважением российских покупателей, нежели заправочные сети, принадлежащие российским нефтяным гигантам. За что сотрудники этих компаний получают зарплату, если, действуя на родной территории, они не могут «догнать и перегнать» своих иностранных конкурентов?

Мы помним, что в нетопливных бизнесах российские АЗС стартовали с нуля, т.е. с полного отсутствия этой инфраструктуры еще 10-15 лет назад. Сейчас компании-лидеры заявляют о 20% дохода от нетопливных бизнесов. Это прогресс, но не такой впечатляющий, каким бы он мог быть.Здесь важно отметить, что у независимых игроков топливного рынка денег на преобразование своих сетей АЗС нет. Основной доход от продаж топлива заложен на уровне оптовых продаж. Поэтому деньги аккумулируются в руках ВИНК и от них зависит, на какие технологии пойдет накопленный финансовый ресурс. 

Интересанты изменений – есть, кошелек – тоже, прямое указание сверху – есть. Чего же не хватает для реализации амбициозных задач? Вы будете смеяться, но информации и масштабных планов. Можно сколько угодно потешаться над фотожабами на Германа Грефа, но он совершил революцию в головах своего топ-менеджмента, сотрудников и перепозиционировал такого динозавра как Сбер.

5-6 лет непрерывных объяснений даже до первых лиц ВИНК дошла информация, что в сферу их интересов входит то, что там и так как бы находится – нетопливные бизнесы сетей АЗС. Когда первые лица ВИНК говорят о цифровизации в первую очередь в их головах фигурируют технологий разведки, добычи, переработки и транспортировки углеводородов, передачи и хранения энергии, инноваций при строительстве промышленной инфраструктуры.  Как раньше все время обсуждали нефтедобычу, так теперь обсуждают цифровизацию технологий для нефтедобычи. Говоря о конкуренции, обсуждают конкуренцию конкретных технологий, но не идет речь о конкуренции технологий управления.

Я не переоцениваю себя, прекрасно понимая, что нетопливные бизнесы сетей АЗС – это доли процента в бюджетах ВИНК. Но наше ИТ-решение «Комплексная система управления нетопливными бизнесами сетей АЗС» создает новую экономическую  реальность, которая уже приносит  миллиарды долларов дохода сейчас и будет стремительно развиваться дальше. Это наглядный пример сращивания реального B2B сектора экономики с рынком виртуальных информационных услуг, результаты работы которой видит каждый посетитель заправочной станции.Но если качественное цифровое управление такими небольшими бизнес-процессами дает подобный экономический эффект, может быть стоит  подобную «цифровизацию»  распространять и на другие бизнес-процессы нефтяной компании. Тем более, что в данном случае нам не надо догонять и перегонять западных конкурентов по технологиям, это отечественная разработка. Еще можно потом осчастливить всех остальных.

Но пока интерес к постоянному трафику людей с повторяющейся необходимостью заправить свою машину проявляют вовсе не нефтяники, а сетевые ритейлеры ителекомоператоры. Я не удивлюсь, если и Сбербанк вдруг решит, что его экосистеме не хватает сервиса по заправке авто. Зато я беспокоюсь, как нефтяная отрасль реализует свой потенциал и имеющиеся в ее распоряжении средства для развития потребительского рынка и АЗС, как особого объекта ритейла.