Найти (или назначить) виноватого в какой-то проблеме, провести против него «крестовый поход» и поставить галочку в графе «инициатива проявлена» — излюбленное занятие некоторых групп населения и организаций практически в любой стране мира. Один из любимых объектов борьбы современных активистов за светлое будущее – это фастфуд в его привязке к проблемам массового ожирения в развитых странах.
Очередной эпизод, судя по всему, назревает в Австралии. Исследование компании YouGov в странах макро-региона APAC показало крайне противоречивый характер «народных» представлений о фастфуде.
Из 9000 респондентов 95% выступили за расширение арсенала мер по борьбе с ожирением, и из них же сразу 93% признались в том, что любят поесть в фастфуде! Ну, кто бы сомневался!
81% респондентов из числа обывателей считают необходимым признать ключевой роль сетей фастфуда в проблемах лишнего веса, а еще 64% отмечают, что сети должны более активно участвовать в кампаниях и программах по борьбе с ожирением. Так раньше в одной стране, занимавшей 1/6 часть суши, боролись с пьянством: на собраниях – решительный бой, а дома – самогонный аппарат.
Диетические убеждения сродни религиозным
Убежденный вегетарианец и мясоед могут договориться о любых политических вопросах, кроме одного – можно ли есть мясо. Но есть вопрос, который однозначен для обоих – фастфуд это плохо, потому что вредит здоровью. Так существует ли взаимозависимость уровня ожирения и фастфуда?
Определенно. Фастфуд почти всегда представляет собой высококалорийную еду, в этом ее основной смысл, насыщать быстро, просто, вкусно и недорого. Предъявлять претензии к отрасли на этом основании довольно странно.
Задумайтесь, в одном и том же продуктовом магазине продаются эко-продукты, майонез, колбасные изделия в полном диапазоне сортов и уровней качества, свежие овощи и крупы, а также водка и консервы. И не забудем о сигаретах. Конечный состав потребительской корзины на кассе будет у каждого свой, и будет зависеть от привычек, бюджета, сиюминутного настроения.
Кто мешает вам погубить свое здоровье за год-два, налегая на спиртное и сигареты? Запросто, делается элементарно, полностью законно и не так уж дорого стоит. Примерно столько же, кстати, сколько и ультра-полезная гречневая крупа или капуста-морковка. Выбираешь одно – получаешь проблемы со здоровьем в обмен на сомнительное удовольствие. Выбираешь второе – и шансы на повышение уровня личного здоровья возрастают.
Спрос – предложение, приятного аппетита
Обратите внимание, что проблемы ожирения в таком масштабе нет в Японии, а отрасль фастфуда очень даже есть. Как же так? Во-первых, большое количество традиционных форматов быстрого питания, построенного на «здоровых» продуктах – меньше трансжиров, меньше высококалорийного теста и проч. Во-вторых, большое количество «ояпоненных» позиций в меню глобальных сетей. В-третьих, прекрасный выбор между рамэнными, гамбургерными сетями, рыбными ресторанчиками и т.д. Даже с учетом того, что гамбургеры японцы любят и едят их много, их потенциально негативное влияние рассеивается разнообразием сценариев быстрого питания.
А теперь подумаем – применительно к той же Австралии – разве в крупном австралийском городе меньше опций питания, чем в Токио? Вряд ли. По крайней мере, отставание не такое большое и никто не мешает развивать любые форматы сетей, это же не КНДР. Разве кто-то мешает выбирать кофе, чай, или просто воду в качестве напитка к бургеру вместо колы, в одном стакане которой сахара на два месяца индивидуального потребления? Нет, никто не мешает и никто не заставляет. Выбор в более «здоровую» сторону есть даже в самых хрестоматийных сетях.
Что же получается? Общественное мнение подталкивается к идеям пищевого крестового похода – «питаемся правильно», «бой ГМО», «поборем фастфуд». С другой – опускается тот очевидный факт, что успехи отрасли представляют собой иллюстрацию азбучных постулатов капитализма. Есть спрос – пожалуйста, вот вам предложение, приятного аппетита. Есть выбор, есть альтернатива, есть разнообразие. Людям легко и просто одновременно питаться в фастфуде и на него же перекладывать ответственность за охват своей талии. «Это возмутительно, я каждый день ем супер-калорийные бургеры, картошку с майонезом, запиваю колой и обвиняю в этом Burger King! Да как они только посмели продавать мне все это! Что? Да-да, пожалуйста, двойной бургер, одну картошку и большую «Колу», все с собой».
Исследование YouGov задокументировало раздвоение собирательной личности западного общества в отношении фастфуда.
Любая уверенность религиозного уровня в том, что корень у проблемы один единственный, как и ее решение – запретить и исключить, обречена на провал. Можно сколько угодно демонстрировать исследования, которые находят параллели между определенными паттернами питания и определенными заболеваниями, ответ на это может быть только один – каждый человек несет ответственно за свое здоровье сам, лично, и образ жизни человека – его произведение искусства, авторское и неповторимое. Питание играет здесь важную роль, но является лишь одной из составляющих.
Кстати, фастфуд идеально демонстрирует еще один постулат — «рынок сам все расставит по местам». Пока правительства вырабатывают довольно трезвые требования к фастфуду, типа обязательных взносов на нужды национальных систем здравоохранения, улучшение партнерских программ «фастфуд + научное сообщество и власти», глобальные компании начали самооздоровление. Под давлением пользователей они ведут работу по улучшению качества ингредиентов, снижения количества трансжиров и т.п. Развитие fast-casual формата тому ярчайшая иллюстрация.
Почему кафе на АЗС развивается по фастфуд технологиям?
Почему я начал писать об этой стороне индустрии быстрого питания? Потому что питание в дороге (в т.ч. на АЗС) – это, тот же фастфуд, с характерными требованиями потребителей — безопасно, вкусно, быстро и недорого. Хотим мы этого или нет, но в этих номинациях для России не будет своего «особого пути, основанного на национальном разнообразии кухни». Кухня Японии не менее самобытна, однако, спешащий поток водителей и пассажиров в промышленных масштабах и безопасно можно накормить именно по технологиям фастфуда, где бизнес-процессы отлажены, повторяемы и контролируемы. Поэтому развивая кафе при заправочных станциях, мы делаем это в соответствии с технологиями и стандартами фастфуд-индустрии, раз за разом доказывая эффективность и правильность подобного подхода к бизнесу.
Ну а избыточный вес? Уверен, что большинство людей прекрасно понимает, кто является главным виновником их проблем с лишним весом.
И это вовсе не фастфуд.
Добавить комментарий