Amazon целый год тестировал и наконец-то запустил первый магазин самообслуживания без кассиров. После первого восхищения перед передовыми технологиями торговли, возник вопрос старый как мир: «А с сохранностью товара как будут обстоять дела?» Не толкнет ли самообслуживание покупателей на воровство в розничной торговле? 

воровство в розничной торговле

Сразу приходит на память на память исследование о британском ритейле. Подсчет экспертов из VoucherCodesPro.co.uk показал, что в Великобритании через терминалы кассового самообслуживания воруется товаров на £3,2 млрд фунтов каждый год. Всего в стране в продуктовом ритейле работает 50 тыс. терминалов кассового самообслуживания.

В хотя бы одном эпизоде неучтенного проноса товаров мимо сканера признается каждый четвертый житель страны. Объемы воровства удвоились за последние 4 года. Сегодня на одного гражданина приходится хищений на £5 в месяц. Предметы повседневной гигиены и ухода, фрукты, овощи и молочная продукция возглавляют топ самых популярных товаров «на вынос» без оплаты. Кстати, новость сегодняшнего дня — журналистка случайно вынесла из магазина Amazon йогурт.

Жители северных районов страны воруют чаще и больше южан. Больше других страдают Tesco, Sainsbury’s, Morissons и Waitrose, ставшие в свое время пионерами внедрения касс самообслуживания. То, что задумывалось как инструмент оптимизации процесса продаж в плане удобства, скорости и пропускной способности магазинов (а, значит, и роста выручки), приводит к прямым убыткам сетей.

Путей для обмана сетей множество: пробить один товар вместо другого (более дорогой посчитать как более дешевый), не указать товар в принципе, указать неверный объем и т.д. Не вся неоплаченная таким образом «неучтенка» целиком на совести самих британцев. 62% из тех, кто признался в этом пороке, указали, что иногда забирали неоплаченный товар из-за сбоев в работе терминалов. Кто-то указал причиной «невольной кражи» банальную забывчивость или невнимательность, однако 20% честно признались – брали, потому что на 100% были уверенны в безнаказанности.

Момент крайне щекотливый – чтобы вернуть самообслуживающим терминалам их проектную эффективность, сетям нужно нарастить….штат сотрудников, наблюдающих за работой машин! Кстати, в приоритете будет оптимизация такого направления продаж, как пластиковые пакеты – их воруют особенно часто. Кстати, выручка от них зачастую идет не сетям, а в благотворительные фонды в рамках множества социальных и экологических программ.

Самообслуживание на российских АЗС

Что можно добавить, оглянувшись на реалии российского ритейла? Полностью автоматических касс в наших магазинах, скорее всего не будет еще долгое время, а вот отдельные варианты самостоятельных расчетов за приобретенные товары вполне жизнеспособны. Например, известно, что перенос кофемашины в зону самообслуживания повышает продажи на 10-30%, но грозит значительным количеством неоплат со стороны покупателей.

Телеметрические решения по контролю за работой кофемашин снижают возможности для воровства персоналом на 99%, а перевод оплаты кофенапитков на предоплату через карточный терминал или мобильное приложение, на 100% исключают злоупотребления от любителей получить кофе без оплаты — не заплатил, аппарат просто не приготовит напиток.

Давайте начнем хотя бы с самостоятельной оплаты кофе, а там, глядишь, удастся вырастить покупателей, даже более сознательных, чем британцы.