Циклы развития экономики очень часто описываются термином «волна». В значении «поколение» — это определение часто используется для описания этапов развития кофейной отрасли. Что же такое кофе новой волны?
Сегодня, по версии экспертов, на рынке наблюдается третья волна кофе, в рамках которой напиток позиционируется как продукт ручной работы. Место происхождения зерен, обжарка, методика приготовления кофе, добавки и подача – все играет важнейшую роль.
Кофе третьей волны призван подчеркнуть вкус, а не статус доступного стимулятора нервной системы на основе концентрированной дозы кофеина.
«Первая волна»: массовость прежде качества
Первая кофейная волна началась в конце 19 начале 20 веков. Тогда предприниматели разглядели формирование у массового потребителя спроса на кофе. Напиток покорял доступностью, простотой приготовления, а также видимым тонизирующим эффектом. Нюансы вкуса и общее качество тогда мало кого интересовали. Главным было обеспечить:
- удобство;
- скорость приготовления;
- массовость поставок.
В период первой волны возникл растворимый кофе, а также первый автоматический капельный домашний кофейный аппарат.
«Вторая волна»: за все хорошее
«Вторая волна» (70-80-е) ознаменовала собой стремление значительной части потребителей получать за свои деньги «хороший кофе». Кофе в такой модели – больше, чем напиток, это опыт.
«Вторая волна» значительно изменила кофейный лексикон – эспрессо, капучино и френч-пресс возникли именно в это время. Тогда же появился и Starbucks со своей идеологией: «массовость + элементы авторского подхода».
«Третья волна кофе»: назад к истокам
Сам термин «кофе третьей волны» впервые начали применять еще в 2002 году. По сути, это бизнес-модель кофейных энтузиастов, заинтересованных в раскрытии уникального характера кофе в противоположность массовому потреблению.
Это поколение кофе-гуру практически полностью выводит за рамки своего интереса такие рабочие аспекты, как маркетинг и социальный опыт потребления. Третья волна кофе возвращает продукт на высшую ступень пьедестала приоритетов.
Отсюда повальный «микро» характер такого кофе-шопа третьей волны. Владеют и управляют им энтузиасты, «чудаки» и «профессора» кофейных дел, которых объединяет любовь к напитку и желание поделиться этим чувством с благодарностью знатоков.
Четвертая волна кофе уже наступила?
По мнению некоторых, «четвертая волна кофе» попросту является комбинацией всего положительного опыта, наработанного в рамках первых трех. Сегодня в отрасли наблюдается комбинация доступности и технологичности. Вливается больший капитал для унификации стратегий потребления кофе. Появляется разнообразие технологий приготовления, обеспечивающих раскрытие разных вкусовых граней, характеризующихся:
- широким выбором видов обжарки;
- различными объёмами;
- всевозможными способов приготовления и т.д.
Ни одна новая «волна» не упраздняет предыдущую.
Starbucks не уничтожил растворимый кофе. Кофейные гурманы не уничтожили Starbucks, «четвертая волна», в каком-бы виде она на пришла, не уничтожит ни одну из предыдущих.
И все же, характерными отличиями «четвертой» волны сегодня можно назвать обилие обжарочных бизнесов, особенно в Северной Америке и Западной Европе. Сюда же отнесем разнообразие образовательных программ бариста, программ содействия кофейным фермам, а также обширный ИТ-инструментарий для задач маркетинга, продвижения и проведения платежей.
Таким образом, кофе новой волны – это превращение «обычного продукта в целую сложную систему». Составляющих в этой цепочке создания ценности становится намного больше. А бизнес модели кофейных компаний становятся намного сложнее.
Добавить комментарий