C гигантами ритейла сложно конкурировать в области автоматизации. За счёт масштабов у них всё работает быстрее, эффективнее и дешевле. Поэтому в первую очередь автоматизацию внедряют крупные продавцы. Однако крупный ритейл имеет свои ограничения. Существует множество локаций, где большой магазин создавать экономически не выгодно. При этом даже самый маленький магазинчик – это обширный набор мелких операций, каждая из которых важна для конечного результата. Ручное управление возможно для 10-15 подобных объектов. Но если в сеть входят десятки и сотни магазинчиков, то у руководства возникают серьезные проблемы. Объединение подобных объектов в единую сеть кажется выходом – наконец-то получаются приличные объемы для поставок продукции, но логистика усложняется в арифметической прогрессии.

Большинству ритейлеров перспективы экономии при обслуживании подобных точек продаж видятся в автоматизированных магазинах без персонала.

Концепт автоматизированной заправки с магазином
Пока автоматическая заправка и автоматизированный магазин встречаются в виде урезанного концепта. Вендинговый автомат не озолотит хозяина объекта и не решит проблем покупателя. Надо идти дальше

Ритейл без персонала  

Концепция автоматизированного ритейла не нова. Если в магазинах с ней только начинают экспериментировать, то в заправочной отрасли автоматические станции существуют уже не одно десятилетие. Но сейчас АЗС не могут выжить только за счет продаж топлива, поэтому им стоит задуматься над автоматизацией кафе и магазина.

Наиболее близка для заправочного бизнеса концепция китайского проекта BingoBox.

Китайский стартап представляет собой небольшой магазин (ларек), который торгует повседневными базовыми продуктами — снэки, пиво, а также все, что может понадобиться в течение дня в рамках срочного незапланированного похода в магазин. Покупатели сканируют QR-код и оплачивают покупки мобильными платежными инструментами.

Магазин без продавцов звучит, как мечта любого грабителя, однако у BingoBox все предусмотрено. Полки оснащены датчиками, взять товар без оплаты невозможно. BingoBox использует удаленный мониторинг и контроль, ресток товаров осуществляется ежедневно и автоматически. В итоге мы видим одну из самых близких к идеалу реализаций концепта роботизации мелкого ритейла.

Китайский стартап замахивается на мировое распространение. В Азии, где развита культура вендинговых автоматов, его уже оценили очень высоко. Сотрудничество с Auchan Minute говорит само за себя.  Остальной мир пока только готовится оценить подобный проект.

Китайский проект BingoBox, автоматизация ритейла

Российские проекты автоматизации ритейла

Я специально начал рассказ не с магазина от Amazon, который создан для обкатки новых технологий и развития своей технологической базы. Эффект wow получен¸ но «все трюки выполнены профессионалами и не пытайтесь повторить в домашних условиях». BingoBox в этом плане намного ближе к земле.   

Поэтому меня не удивляет новость о том, что торговая сеть «Пятёрочка» открыла в Московской области экспериментальный магазин без кассиров с полностью автоматизированной системой покупок. Он работает круглосуточно, но пока открыт только для сотрудников компании.

Киоск площадью около 20 квадратных метров расположен в Долгопрудном, ассортимент насчитывает примерно 250 наименований. X5 Retail Group будет принимать решение об открытии таких магазинов по результатам пилотного проекта.

Экспериментальный магазин без кассиров от "Пятерочки", автоматизация ритейла

Из малоизвестных пока российских проектов в данном формате работает стартап Briskly. Сейчас в пилотном проекте участвуют 345 торговых точек. В дальнейшем среди перспективных клиентов стартап видит автозаправки. Да, сначала снесем все ларьки, а потом вернем их в новом формате!

Я вижу серьезный прорыв в том, что средний и мелкий ритейл в  России обратил внимание на систематизацию и автоматизацию. Это идеологический сдвиг, который позволит небольшому ритейлу развиваться на всей территории России не по принципу «автолавки», где продаются сахар, спички, колготки, а цивилизованно и в русле современных технологий. С удаленным мониторингом торгового зала и оборудования, использованием касс самообслуживания, энергосберегающих технологий, программ автоматизированных закупок, мерчендайзинга и т.п. Создание подобного проекта дает жизнь еще десятку стартапов, которые улучшают и совершенствуют какую-либо из систем магазина.

Радует, что свой кофейный проект пять лет назад мы изначально задумывали как автоматизированный и управляемый удаленно. Сейчас мы предлагаем рынку цифровой продукт — ИТ-платформу для сопровождения работы автоматической кофемашины (или машин). Оказывается мы в компании РусХОЛТС не мечтатели, а провидцы будущего. Автоматическая заправка машины и покупка незамерзайки в автоматическом киоске не отрицает желания водителя выпить кофе. ))) С развитием средств автоматизации появились новые возможности для создания автоматизированной зоны по продаже кофе.