По прогнозу аналитиков Nielsen рынок кофе на вынос может вырасти в течение следующих 10 лет в 4 раза. Эта цифра вызвала небольшой ажиотаж при обсуждении в фейбуке. Одни считают, что кофейни итак уже на каждом углу, куда же больше расти. Другие полагают предсказанную цифру роста адекватной. Мне же больше всего интересно, за счет чего возможен рост рынка в 4 раза. На этот вопрос не отвечают ни сами исследователи, они просто фиксируют факт, ни мои коллеги в фейсбуке.
Любой экономический рост на рынке может произойти экстенсивным путем – за счет роста количества потребителей, расширения географии присутствия, моды, тенденций и пр. В десятилетнем прогнозе все это может быть, а может и не быть. Рост потребления может быть интенсивным, за счет внедрения новых технологий. Я за интенсивный рост продаж, так как сам прикладываю к этому руку и в данном случае понимаю, какие результаты можно прогнозировать и ожидать.
Nielsen и ИТ-компания «Эвотор» исследовали московские кофейни. Цифры прогноза, скорее всего тоже для них, но остальные города России с небольшим опозданием повторяют столичный путь. Важное отличие данного исследования заключается в том, что отправной точкой для исследований была информация о транзакциях. Так что мы имеем дело с реальными данными, которые были собраны за период с 1 октября по 31 декабря 2018 года в 269 торговых точках Москвы и МО. Не менее важен тот факт, что в выборку попали только предприятия малого бизнеса — несетевые кофейни и сетевые точки, работающие по франшизе. Так что мы можем довольно точно представить общие портрет кофейных точек, которые были исследованы. Немаловажно, что в выборку попали кофейный точки, которые можно сравнивать, поэтому данные, полученные в результате имеют большую ценность, чем «средняя температура по больнице».
Кто пьет кофе в формате на вынос?
Исследование Nielsen и «Эвотор» — это одно из первых исследований, основанное на big data. Транзакции – это такая реальность, с которой трудно спорить. Итак, сколько зарабатывают московские кофейни, что покупают и сколько тратят их посетители, каково ядро аудитории, покупающей кофе на вынос?
Ядро аудитории кофеен в столице
- Молодые люди в возрасте 18-35 лет.
- 50% продаж совершаются с 6 утра до 12 часов дня.
- 80% продаж кофеен приходится на горячие напитки, 9 из 10 горячих напитков — это кофе.
- 75% кофейных продаж – составляет кофе с молоком. Черный кофе на вынос — лишь 15% продаж.
- В выходные дни продажи сокращаются в два раза.
- Средний чек примерно 200 рублей.
Имея перед глазами эти цифры, за счет чего можно прогнозировать рост продаж?
Ремарка. АЗС могут использовать все эти данные, помня, что им повезло, и ощутимого падения продаж вечером и в воскресные дни не наблюдается, потому что поток людей движущихся по дорогам не ограничен поездкой на работу и обратно.
Нынешний рост рынка кофе эксперты объясняют урбанизацией и изменением привычек питания людей. Урбанизация, как глобальная тенденция будет развиваться, но численность населения в европейских странах и в России в разы не вырастет. «Привычки питания» тоже штука подвижная. Аудитория у нас молодая 18-35, в ближайшие годы в нее вольются те, кому сейчас 13-14-15. Я ожидаю, что будет развиваться экологичное потребление. Кажется, Грета Тунберг против кофе не возражала, а вот, например, кофейные стаканчики могут попасть под раздачу зеленых активистов легко. Делать ставку только на увеличение числа точек продаж и географическую экспансию в регионы я бы не рискнул. Удобство расположения точки продаж и скорость обслуживания, скоро перестанут быть решающим фактором, мои коллеги совершенно правы, кофейни в локациях с высокой проходимостью располагаются гроздьями по 3-4 штуки. Так за счет чего можно будет конкурировать далее?
Цифровизация кофейных продаж
Важнейший вывод исследования: «Предпринимателям не хватает знания о рынке кофе и своих потребителях. Между тем даже анализ собственных продаж может дать полезные инсайты для управления ассортиментом и качеством сервиса».
Для меня в этом абзаце черным по белому написано, что люди, которые занимаются мелким и средним кофейным бизнесом не знают даже свои цифры продаж, не знают своих потребителей и конкурентов. Все концепции в большинстве случаем умозрительны. Управлять можно лишь тем, что можешь сосчитать, но даже точный подсчет количества проданных чашек кофе – откровение для многих руководителей до сих пор. Так что решение BMS Coffee Control, ИТ-платформа для сопровождения работы автоматической кофемашины (или машин), открывает дивный новый мир технологичных кофейных решений.
Я неоднократно говорил, что именно малый и средний бизнес тяжело развивается в сторону технологических решений. Потому что большинство технологичных решений быстро дают результаты на больших объемах. Возможно, пришло время, когда надо на деле проверять, что и на «малых» цифрах они тоже работают.
Сейчас бизнесу надо определиться с таким вопросом, стоит ли изобретать себе персональный велосипед или присоединиться к какой-либо из работающих платформ. Полноценная платформа для управления любым количеством кофемашин в данный момент есть у компаний Costa и BMS. Про первую, наверняка, вы слышали, вторая – основа технологических кофейных достижений нескольких крупных ВИНК.
Особенности решения BMS Coffee Control
Сделать управление для одной кофейной точки довольно легко. Автор решения BMS написал первую версию программы в 13 лет. После этого потребовалась пара лет и работа целого коллектива людей, чтобы безболезненно масштабировать ее для любого количества кофемашин. Да, мы в свою очередь стремились к охвату и работе с сотнями и тысячами кофемашин. Но технологи интернета вещей, лежащие в основе решения, работают, как и законы физики для всех одинаково. Смысл изобретать свое и неизбежно проходить путь ошибок. Стоимость владения технологиями снижается стремительно. Поэтому решение BMS Coffee Control подходит и для малого бизнеса.
Я считаю, что возможности роста для поточных кофейных продаж заключаются именно в цифровизации. В свою очередь, когда мы говорим о цифровизации, то речь идет о нахождении рабочего баланса между автоматизацией и участием человека в процессе приготовления кофе, работа по стандартизации напитков.
Та же Nielsen советует инвестировать в данные на основе покупок, использовать данные о реальных действиях, а не вероятностные сценарии, преодолевать изолированность данных, изучать данные. Решение BMS работает по созданию сразу нескольких потоков big data. Во-первых, данные технической направленности о работе кофемашины, а это кроме качества напитков, данные сервисе и ремонте, которые в свою очередь стоят серьезных денег. Во-вторых, данные о продажах. Исключение воровства в первый же месяц работы дорогого стоит. В-третьих, маркетинговые решения для привлечения новых посетителей, создания новых сценариев потребления напитков, базы для объединения с партнерами из смежных сегментов рынка. Если вы хотите увидеть работу мониторингового центра изнутри, напишите мне здесь или в фейсбуке. Мы организуем визит с удовольствием.
Добавить комментарий