Евросоюз вводит запрет на десять самых распространенных видов одноразового пластика.

Продвинутые кофейный компании задумались о «вечном» намного раньше этого законопроекта и уже не один год ведут эксперименты по утилизации одноразовых кофейных стаканчиков, потому что в составе материала, используемого для их изготовления, присутствует сложный для переработки и практически не разлагаемый пластико-бумажный композит.

Идеальный стакан кофе от Costa

Вторая по величине мировая сеть кофешопов, британская Costa Coffee, pазработала схему переработки одноразовых стаканчиков, позволяющую осуществлять сбор использованной тары прямо в своих заведениях. В ней участвуют не только фирменные емкости самой Costa – сеть принимает любые одноразовые стаканы любой сети или несетевые брендированные стаканчики.

По статистике в Великобритании утилизируется и перерабатывается только каждый 400-ый одноразовый стакан. При этом, каждый день в стране используется около 7 млн единиц этой тары, в сумме за год составляя внушительные 2,5 млрд. Что происходит с оставшейся частью продуктов человеческой жизнедеятельности?

Отныне и далее на неопределенный срок, потребители в кофейнях Costa смогут оставлять использованные стаканы на выделенной для этого стойке. Далее, они собираются и передаются партнеру Costa по проекту – компании Veolia, которая перемещает их на предприятие, снабженное технологическим процессом для переработки подобного рода материалов с расчетным потенциалом в 30 млн единиц в год. Как понятно из приведенных выше цифр, это вполне подходит под определение «капля в море», но начинать с чего то нужно.

Решение о запуске проекта было принято после успешных испытаний программы по сбору и переработке стаканов в 45 точках компании в Лондоне и Манчестере. К началу марта 2017 года стоки для сбора одноразовой тары появятся во всех 2000+ пунктах продажи от компании по всему королевству. Цель – собирать любую одноразовую тару для напитков, неважно под каким брендом.

На этапе тестирования программы выяснилось, что клиенты сети оставляют около 40 стаканов в день, что и дало итоговую цифру в 30 млн стаканов в год, но с распространением осведомленности аудитории о работе программы она может существенно вырасти, поясняют в компании.

Помимо поиска идеальной чашки кофе в смысле ее наполнения – зерна, обжарка, приготовление и т.д., Costa ведет постоянную гонку преследование и в отношении идеального стакана для идеального напитка. Компания финансирует исследования касательно возможностей промышленной переработки тары в Университете Шеффилда, а также отчисляет 25 пенсов на эти цели и в фонды борьбы с загрязнением городского пространства каждый раз, когда потребитель в качестве опции тары в точке сети Costa выбирает одноразовый перерабатываемый эко-стаканчик.

Компания настроена серьезно –руководство неоднократно заявляло в СМИ о своем стремлении завоевать лидирующие позиции в этом сегменте, обзаведясь не только самым конкурентным кофе по сравнению с другими игроками рынка, но и самой конкурентной одноразовой тарой под него. Ведь ясно, что в данном случае борьба идет не только за экологию, но и за корпоративную экономику – переработка позволяет не выбрасывать деньги на тару в прямом смысле в мусорную корзину. Если добиться того, чтобы тара выходила хотя бы «в ноль» в плане соотношения затрат на ее производство и переработку без повышения цены на отпускаемый товар (чашка кофе на вынос) – это уже успех.

Starbucks на страже экологии

В этом направлении думают не только британцы — Starbucks проводит испытания полностью перерабатываемого стаканчика Frugalcup, который потенциально может значительно снизить уровень загрязняемости окружающей среды одноразовой кофейной тарой.

Стаканчики по технологии компании производятся без использования химикатов и допматериалов, делающих добавления современных стаканчиков в общий цикл переработки отходов невозможным – сначала происходит формовка стаканчика, и только потом его полость покрывается материалом, не позволяющим влаге пропитать бумагу. В случае Frugal – это пластиковая оболочка, которая приклеивается к бумажной основе не намертво, как в классических одноразовых стаканчиках, а имеет специальный «хвостик», выходящий на внешнюю сторону стакана для последующего удаления.

На фабрике по переработке пластиковую оболочку просто снимают со стаканчика, и он включается в стандартную цепочку переработки бытовой бумаги. Просто, как и все гениальное.

Стаканчики экономически выгодны, технология не дорога, а при больших объемов (уровня Costa и Starbucks) и вовсе не будет обходиться дорого, плюс возврат готовой тары после переработки вместо необходимости заказывать новую партию, произведенную с нуля.

Разработка быстро привлекла внимание упаковочной отрасли – ирландская компания CupPrint, снабжающая упаковкой компании Mars, Kraft и Bunzl, заключила с Frugal контракт на производство стаканчиков по технологии, которая в будущем планируется продаваться по лицензии производителям тары по всему миру.

Великобритания ведет настоящую войну против бытового мусора. Тема поднимается в СМИ как одна из самых острых. Именитый шеф-повар и эко-активист Хью Фирнли-Уиттингсталл    минувшим летом в рамках своего шоу на BBC призвал крупные кофейные сети выступить с программой действий в отношении огромных объемов не перерабатываемой тары, которая идет на сжигание вместо того, чтобы использоваться практически бесконечно. Судя по всему, к его воззванию прислушались.

Примеры Costa и Starbucks должен вдохновить (если уже не сделал это) остальные кофейные сети в стране и даже формат супермаркетов насчет перехода на эко-тару в качестве отраслевого стандарта.

Karma Cup  «стакан кармы»  — по заслугам и награда

Все к этому и идет – кампания Фирнли-Уиттингсталла уже привела к тому, что была сформирована группа по изучению проблемы переработки бумажной тары (Paper Cup Recycling and Recovery Group, PCRRG) в Великобритании. Ее первая цель – значительно снизить уровень использования бумажных одноразовых стаканчиков к 2020 году. К группе присоединились так или иначе уже 30 компаний, включая CaffèNero, Costa, Starbucks, McDonalds, Marks&Spencer, Waitrose, Greggs и Pret a Manger.

В процесс включаются экологические организации – эко-фонд Hubbub предлагает помощь в организации испытаний эко-тары в Манчестере (логистика, ведение статистической работы) в отношении всех участников PCRRG, включая гигантов, так что в самое ближайшее время ожидается Великая Экологическая Революция в кофейной таре на Туманном Альбионе.

В США объемы бумажной кофетары совсем другие по сравнению со старушкой-Британией: 58 млрд стаканчиков идет в Штатах в мусорку каждый год. При отсутствии малейшей вероятности отказа от привычной модели потребления кофе, отрасль и здесь требует срочного экологичного решения, которое и попытались найти всем миром в рамках конкурса Beta cup Open Design Challenge в 2010 году. Им стал проект Karma Cup, недорогая, простая система, поощряющая использование эко-стаканчиков.

Конкурс, кстати, имел одним из своих спонсоров Starbucks, так что KarmaCup вполне мог появиться в качестве рабочего решения в точках сети в США.

Концепция была основана на упрощенной интерпретации «принципа кармы»  – что даешь, то и получаешь. У кассы устанавливается доска, на которой отмечаются посетители кафе, выбирающие эко-тару или даже пришедшие со своими многоразовыми стаканами (высокотехнологичные и не очень стартапы представляют выбор подобных, исчисляемый сотнями продуктов). Каждый десятый экологически-сознательный потребитель получал подарок от кафе – бесплатный кофе, десерт и т.д.

Очень красивая идея, которая элементарна для адаптации в любом кафе и не требует практически никаких затрат, крайне прозрачна и имеет очень ощутимую систему поощрения покупки и активного использования многоразовой переносной личной чашки для кофе.

Но что-то пошло не так. Создатели концепции Karma Cup получили первый приз конкурса в $10 000 за идею, но каких-либо промышленных масштабов ее продвижения и применения на практике мы не увидели. Все сводится к решениям сверху и от бизнеса, а не к расчету на сознательность и инициативу потребителей снизу.

Новые экологические законы будут поощрять производителей, которые вносят свой вклад в борьбу с пластиковыми отходами.  Так что у крупных кофейных компаний есть повод не дожидаться, пока «гром грянет» и утилизация одноразовой кофейной тары станет обязательной, а выступить с полезной социально одобряемой инициативой.