Развитие цифровых технологий вынуждает крупные нефтяные компании вести стратегическую работу по обновлению арсенала рабочих инструментов АЗС будущего.

АЗС будущего

АЗС будущего и влияющие на нее факторы

На эти процессы, носящие характер естественной эволюции, влияет несколько ключевых факторов. Сюда относятся электромобили, которые к 2035 году в США должны повлиять на снижение спроса на традиционное топливо в пределах 20% (данные Wood Mackenzie), а также постоянно растущие требования к энергоэффективности автомобилей.

К этому можно добавить беспилотные автомобили и каршеринговые сервисы, также влияющие по мере своего развития на традиционную модель топливного ритейла. Учитывая все эти вещи, топливные компании тестируют множество технологий, сервисов и предложений, которые в будущем должны компаниям этого профиля помочь сохранить свою релевантность на рынке.

Шесть главных компонентов АЗС будущего – вашему вниманию.

1. Альтернативное топливо

Все крупные игроки в сегменте добычи и переработки нефти будут тестировать несколько альтернативных видов топлива в своих сетях АЗС. Они включают в себя сети в США и Европе в 2018 году. Сжатый и сжиженный природный газ предлагаются на АЗС Royal Dutch Shell. Он стал альтернативой дизелю в пяти точках в США. Такой же пилотный проект работает и в Нидерландах. Французский гигант Total SA планирует открытие 350 точек заправки природным газом в Европе в следующие 5 лет.

Альтернативное топливо

Терминалы для зарядки электромобилей. Тот же Royal Dutch Shell планирует добавить скоростные зарядные терминалы на АЗС в Великобритании и Нидерландах. Правительства рассматривают опцию полного запрета на ископаемые виды топлива в ближайшей перспективе (2025 год). Total SA также планирует ввод 300 зарядных терминалов в Европе. BP уже тестирует электро-зарядку на 50 точках по всему миру.

Наконец, водород. Total SA планирует 400 водородных заправок в Германии к 2023 году. Shell тестирует АЗС с этим видом топлива в Калифорнии, недавно объявив о начале сотрудничества по направлению с Toyota и планах по открытию еще 7 водородных АЗС в штате.

2. Высоко октановое топливо

По мере роста продаж автомобилей с высоко эффективными турбо-двигателями, для обеспечения соответствия постоянно растущим стандартам топливной эффективности, нефтяные компании создают новые виды высоко-октанового топлива для полного раскрытия потенциала этих транспортных средств.

3. Мобильные платежи

BP тестирует приложение для проведения мобильной оплаты для ускорения всего процесса заправки на станциях. Водители получают возможность выбора АЗС, типа топлива и желаемый объем. Приложение направляет водителя к свободной топливо-раздаточной колонке. Туда передаются все параметры покупки. Происходит заправка и оплата карточкой, данные которой внесены в приложение. Shell также работает над подобным решением.

тренды фастфуда

4. Пункты выдачи заказов из Интернет-магазинов

Сети АЗС и мини-маркетов 7-Eleven и Plaid Pantries уже добавили в функционал своих объектов выдачу заказов в Amazon. Ведет работу в этом направлении. Охват – весь ассортимент Amazon.

5. Доставка продуктов питания

Венгерская компания MOL Group ищет пути увязывания своего ритейл-предложения и парка беспилотных ТС, а также пробует сыграть на развитии райдшериновых трендов этого рынка. В перспективе 15 лет MOL Group может перейти на эксплуатацию парка автономных ТС, которые, например, смогут забирать клиентов компании с работы с загруженным заранее набором продуктов на борту и доставлять их домой.

6. Доставка топлива по заказу

Запущены несколько сервисов по заказу доставки топлива. Они базируются на приложениях и уже введены в коммерческую эксплуатацию в последние несколько лет. Shell тестирует подобный сервис в Нидерландах. Основная идея — возможность доставки заказов в любое место. На дом, на работу или в любом другом месте в пределах зоны покрытия услугой. Примечательно, что помимо бензина компания рассматривает опцию доставки нетопливных товаров. Например, кофе.

Мы помним, что Shell планирует нарастить объем нетопливных продаж в масштабах сети по всему миру до 50% от общего объема к 2025 году, и исполнительный вице-президент компании по ритейлу Иштван Капитани резюмирует стратегию в этом направлении предельно кратко: «Все, что хорошо для нашего потребителя – хорошо для нас».