Одно издание подняло тему бесплатного стакана воды в общепите. Журналиста интересовал вопрос: «Почему клиенты могут рассчитывать на бесплатную воду в ресторане, если это совсем не бесплатно для заведения?» Комментаторы были единодушны, клиентский сервис стоит того, чтобы на него потратиться.

Вывод автора неожиданный – стакан воды в ресторане должен быть бесплатным, т.к. воду можно пить из под крана. Клиентский сервис и вода из под крана – это, на мой взгляд, плохо сочетающиеся понятия. Водопроводная вода не только людям не полезна, но и для профессионального оборудования (кофемашины, комбинированной печи, пароконвектомата и пр.) вредна. Про вкус кофе на водопроводной воде промолчу. Градоначальники может быть и рапортуют о чистоте воды, но любая сервисная служба, отвечающая за свои слова, подключать кофемашину к водопроводу категорически не рекомендует. Подробности ниже.

Один иностранец, путешествуя по послевоенному СССР, искренне считал, что все железнодорожные станции называются «Кипяток». С дореволюционных времен повелась традиция, что в станционном буфете всегда был бесплатный кипяток в дополнение к блюдам, которые были бы по карману пассажирам всех трех классов.

Бесплатная вода в заведениях общепита – всегда остается на усмотрение владельцев заведения, которые вольны выбирать между повышением лояльности клиентов или попыткой заработать дополнительные три копейки, продавая горячую воду по цене самостоятельного напитка.

Судя по недавней дискуссии в сети, когда в московском ресторане клиентке отказали в бесплатной зарядке телефона, любителей складывать прибыль по копеечке много. (Часто такие бизнесмены экономят копейки, не видя мест, где теряют десятки и сотни тысяч рублей, но это отдельная тема разговора). Мне трудно представить, чтобы в заведении с высокой кухней клиенту отказали в стакане горячей воды. В кафе при студенческом общежитии такая ситуация может быть — заведения общепита и их аудитория бывают очень разными.

На АЗС профессиональные кофемашины обычно предусматривают выдачу кипятка. На большинстве станций эта услуга бесплатная. Для заправочных сетей важнее клиентский сервис.

Для примера, на 190 АЗС Северо-Запада, подключенных к системе удаленного мониторинга кофемашин (BMS), проливы горячей воды в январе 2017 года — 11 483 чашки, в декабре 2016 — 19 121 чашки. Это примерно 10% от общего пролива кофенапитков. Так что услуга эта популярная.

Вода для кофемашины

Профессиональная аппаратура для варки кофе требует специализации ингредиентов. Для профессиональных автоматических кофемашин предназначены специальные смеси зернового кофе, имеющие неизменные вкусовые качества, независимо от партии. Точно также тщательно подбираются молоко и вода. «Правильная» вода в кофемашине отнюдь не водопроводная. Чашка эспрессо или американо почти на 100% состоит из воды, качество которой сильно влияет на вкус любого кофе, особенно без добавления молока.

Продавать кофе на АЗС оказалось выгоднее, чем бензин. «Газпромнефть» за полгода заработала 1 млрд рублей на продаже кофе. И примерно столько же — на топливе.  Так что качество кофе на АЗС – это показатель серьезности отношения к бизнесу.

В рамках бизнеса по продажам кофе на АЗС есть два «водных» решения: чистая (подготовленная) вода в бутылях по 19 литров или профессиональные фильтры для воды при подключении кофемашины к общей системе водоснабжения. И в том, и в другом случае рекомендуем воспользоваться услугами профессионалов.

Для безотказной работы профессионального оборудования (кофемашина, комбинированная печь, пароконвектомат и пр.) крайне важно следовать параметрам воды, которые указаны производителем. Это достигается путем настройки профессионального фильтра для воды и умягчителя или путем переговоров с производителем бутилированной воды.

В дальнейшем рекомендуется подключить оборудование к системе удаленного мониторинга, чтобы контролировать все параметры в режиме 24/7.