автоматизация бизнеса

Автоматизация стала для многих компаний обычным явлением. Снижение стоимости технологий расширило возможность их применения – роботы и алгоритмы заменили персонал. Явление затронуло не только промышленные производства, но и ритейл, HoReCa, финансы, строительство и другие направления.

Такие гиганты как Amazon Go и Tesla удивляют масштабами использования искусственного интеллекта. Однако 100% автоматизации пока не удалось достичь ни одной из самых технологичных компаний. Вместе с RUSBASE поговорили об автоматизации бизнеса. Заменит ли искусственный интеллект сотрудников в компаниях будущего и возможно ли уже сегодня управлять всеми процессами в одиночку? Ниже — «выжимка» по теме.

Первые шаги на пути к «умным» технологиям

С чего всё начиналось. В 60–70-е годы XX века на фоне воодушевления техническим прогрессом возникла идея производства без человеческого участия. Для большинства компаний роботы и компьютеры оказались слишком дорогим удовольствием. «Умные» технологии были доступны только крупным автоконцернам с ресурсами. Они и стали первым драйвером роботизации.

Но до полной автоматизации процесса автопроизводители не дошли. Например, Tesla доверила роботам только 50% работ по финальной сборке своих машин. Всем остальным занимаются люди. Корпорация посчитала чрезмерную автоматизацию помехой для масштабирования бизнеса.

роботы в бизнесе

Своенравные роботы в HoReCa

HoReCa — еще одна отрасль, которая развивается с использованием технологий. Здесь о себе заявили в первую очередь производители фастфуда, успешно автоматизировавшие все бизнес-процессы. Речь идёт о стандартизации многочисленных простых операций.

Логистика, приготовление блюд, контроль оборудования, стандарты работы — всё выверено и автоматически контролируется. Для сложных интеллектуальных операций присутствие человека остаётся необходимым. Автоматизация же будет направлена на снижение влияния «человеческого фактора» на конечный результат. Например, к интеллектуальны можно отнести такие, казалось бы, простые операции, как настройка кофемолки для автоматической кофемашины или жарка мяса.

В связи с этим нельзя не вспомнить казус с Flippy — первым роботом, который умел готовил гамбургеры. Буквально через несколько дней машину отправили в «бессрочный отпуск за неуживчивый характер». Дело в том, что робот задавал свой темп работы, с которым не могли синхронизироваться сотрудники. В результате на кухне возник хаос и от услуг робота отказались.

В фастфуде, эффективность которого строится на упрощении операций по приготовлению блюд, робот прижиться не смог. Поэтому говорить о полной автоматизации в сфере общепита в ближайшее время не приходится. Очевидно, что в этой сфере велико количество ручных операций, которые проще и выгоднее доверить человеку.

ритейл, автоматизация

АЗС для интроверта

Заправки — отрасль,  для которой автоматизация не в новинку.  АЗС стали полностью автоматическими десятки лет назад, магазины без кассиров появились три года назад. В России ААЗС работают с 2001 года. 

Эксперты постоянно спорят о том, нужны ли на заправках сотрудники. Формат АЗС во многом зависит от их расположения. Но до тех пор, пока люди будут передвигаться вдоль транспортных артерий, необходимость в заправках останется — будут меняться лишь виды услуг.

На цифровизацию заправок будут влиять, в первую очередь, автомобили, подключенные к интернету. Поскольку в лесу или на пустой дороге смартфон бесполезен. Нефтяным компаниям необходимо вкладывать средства в магазины и кафе, чтобы сохранить привычный для клиента уровень цифровизации. Заправки должны отвечать современным требованиям клиентов, которые привыкли быть «в сети».

автоматическая АЗС, технологии на АЗС

Полностью автоматизированный вариант заправок уже существует и сейчас активно развивается технологически. Это перспективный вид бизнеса для удаленных и  малодоступных мест. 

Известно,что 81% розничных продавцов топлива планируют увеличить свои инвестиции в цифровые решения в течение следующих трех-пяти лет.

Автоматизация российских компаний

Автоматизация российских компаний оставляет желать лучшего. Цифры говорят о том, что проблема технологической обеспеченности предприятий стоит остро.

В 2018 году лишь у 14% заводов в России станки с ЧПУ составляли более половины установленного оборудования. Средний возраст мощностей в нефтепереработке — 19 лет, в металлургии — 17 лет, в химическом производстве — 14 лет. Это оптимистические  подсчеты Росстата. 

Лишь на 20% промышленных предприятий внедрены MES-системы (системы промышленной автоматизации). Предприятия-лидеры по автоматизации есть, но они остаются в меньшинстве.  Для построения высоокотехнологичных компаний в судостроении, нефтепереработке, химпромышленности нужны государственные гарантии на длительный срок.

На фоне промышленности технологическая обеспеченность российского ритейла находится на конкурентоспособном уровне по отношению к мировым лидерам. Создать технологию, которую можно воплотить в России и позже масштабировать до мирового уровня, — реальная задача.

В ритейле и HoReCa прорыв может осуществить одна компания или одна упертая личность. Интернет вещей для магазинов и кафе на заправках построила одна компания численностью сотрудников в несколько сотен человек.

Как получить максимум

Дать универсальный совет, нужно ли автоматизировать именно вашу отрасль, мне дать сложно. Амбициозные миллиардеры вроде Безоса и Маска успешно штурмуют даже космические границы. 

Если бы передо мной сейчас стояла задача создать нужный для общества результат, я бы смотрел в сторону ритейла или HoReCa. Ещё одно перспективное направление, на мой взгляд, — это телемедицина. 

В целом, как показывает мой опыт работы в бизнесе, «окна возможностей» найдутся всегда и везде. Сделайте MVP и тестируйте идею. Только практика является критерием истины.