Внимание к формату вендинговой торговли выходит за рамки специализированных изданий.  Лайфхакер задался вопросом: «Стоит ли вкладывать деньги в вендинговые аппараты

Правда формат издания не позволяет глубоко проанализировать вопрос, поэтому мой краткий ответ: «Деньги сегодня стоит вкладывать не в сами вендинговые автоматы, а в автоматизированные системы управления вендинговым бизнесом». Подробности читайте ниже.

Мировой рынок вендинговых автоматов, вендинговый бизнес
Объем мирового рынка вендинговых автоматов

Каждый ритейлер переживает в жизни периоды, когда мечтает работать без персонала, чтобы не зависеть от «человеческого фактора» от слова совсем. Тренд на автоматизацию ритейла имеет мировой масштаб, и я думаю, прорывные проекты тут точно будут. Малый и средний ритейл при этом раскладе обращает внимание на модель вендингового бизнеса, если под вендингом понимать автоматизированные решения, где человек сам платит и сам берет нужный ему товар.

Объем мирового рынка торговых автоматов был оценен в 30,30 млрд долларов США в 2018 году, и ожидается, что в период с 2019 по 2025 год он увеличится на 9,4%. Важно заметить, что «продукт», которым торгуют через автоматы усложняется многократно. Например, компания Fresh Bowl продает салаты в подземке в Нью-Йорке (и не только там, есть более привычные локации) в стеклянной таре, которую принимают обратно(!) Представили, насколько технологически подобная продажа сложнее, чем торговать шоколадными батончиками со сроком годности полгода. Другой пример — Нью-Йоркский стартап Numilk устанавливает торговые автоматы по продаже веганского молока.

Вендинговая отрасль развивается в направлении усложнения продаваемого продукта, для общепита это скоропортящиеся товары. Подобное развитие обеспечивает только безупречно выстроенные все логистические процессы, а это работа ИТ-систем. Технологические инновации, такие как распознавание лица и голоса, система интерактивного отображения и интеграция больших данных, делающие продукт более простым и удобным в использовании, также окажут положительное влияние на спрос.

Вендинговые кофейные автоматы

В данный момент продажа салотов через вендинговый автомат еще удивляет потребителя. С точки зрения вендинга, развитой и показательной отраслью является кофейная, для меня это тоже область экспертных знаний, удачное пересечение. Так вот в кофейной отрасли я не вижу смысла вкладываться вендинговые аппараты, потому что «голубой океан» в этой сфере – ИТ-платформы для управления кофейным бизнесом, создание интернета вещей на основе автоматизированных кофепоинтов. Вендинговых кофейных аппаратов в мире бесчисленное множество, а вот автоматизированных систем управления кофейным бизнесом всего две — у британской Costa Express и у американо-российской BMS Coffeе Control, внедряемой в разных странах под различными торговыми марками корпоративных заказчиков.

Мониторинговый центр РусХОЛТС
Из Мониторингового центра он-лайн в режиме 24/7 контролируются тысячи кофемашин

Вывод: деньги сегодня стоит вкладывать не в сами вендинговые автоматы, а в автоматизированные системы управления вендинговым бизнесом. Тут главное — не попасться на удочку расхожих определений «телеметрия» и «мониторинг» и не потратить свои средства впустую. Автоматизированная система управления — это всегда многоблочное решение, самостоятельная ERP, либо надстройка над существующей учетно-информационной системой, которая эффективна лишь в случае четкого понимания заказчиком результатов, которые он хочет получить от своего вендингового бизнеса.